Не будет преувеличением, если скажем, что сватовство, осуществляемое родителями или старшинами, и ответы, даваемые таким же образом, стали всеобщим обычаем мусульманских народов. Даже не исповедующие Ислам народы, или те личности, что не владеют достаточными сведениями о нашей религии, но говорят «я мусульманин», могут иметь ошибочное представление, что «в мусульманстве при выборе спутника жизни желание молодых можно и не принимать во внимание». Однако в шариате это не так. В Исламе особо подчеркивается, что каждый человек должен создавать семью по своей воле, по своему усмотрению и желанию.
По данному вопросу существует ряд благородных хадисов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ، عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: لَا تُنْكَحُ الْأَيِّمُ حَتَّى تُسْتَأْمَرَ وَلَا تُنْكَحُ الْبِكْرُ حَتَّى تُسْتَأْذَنَ، قَالُوا: يَا رَسُولَ اللهِ، وَكَيْفَ إِذْنُهَا؟ قَالَ: أَنْ تَسْكُتَ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ. وَفِي رِوَايَةٍ: الثَّيِّبُ أَحَقُّ بِنَفْسِهَا مِنْ وَلِيِّهَا، وَالْبِكْرُ تُسْتَأْمَرُ وَإِذْنُهَا سُكُوتُهَا.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Не сочетаются никахом с незамужней (оставшейся без мужа) женщиной, пока не посоветуются с ней. Не сочетаются никахом с девственницей, пока не получат ее позволения (согласия).
(Люди) спросили:
— О Посланник Аллаха, а каково ее позволение?
Он алайхиссалам сказал:
— Ее молчание».
Передали пятеро.
В другой передаче хадиса сказано:
«Незамужняя женщина имеет больше прав на себя, чем ее валий (поручитель). У девственницы же спрашивают ее позволения (согласия). Ее позволение — это ее молчание».
В этом благородном хадисе разъясняется, что согласие девушек и женщин в вопросах никаха обязательно, а мужчинам, то есть отцам, братьям и другим поручителям, при сватании к ним следует с ними советоваться и получать их согласие, а не поступать по своему разумению.
До того, как времена изменились и дела пошли вспять, не только у мусульман, но и у всех народов, сватовство к женскому полу состояло из первичного разговора с ее отцом — главой семьи, испрашивания его согласия. Обычная человеческая нравственность и обычаи народов требовали именно этого. Это актуально и сейчас.
Ислам рекомендует отцам или замещающим их валийам спрашивать позволения у самой девушки. Потому что этого требуют сами обстоятельства. Выдавать замуж женщину без ее ведома и согласия неправильно.
Если женщина, о выданье которой идет речь, является разведенной женщиной, то обязательным условием является ее открытое высказывание о своем согласии. Ибо она уже имела семью, была в отношениях с мужчиной, имеет опыт жизни в никахе, обсуждала подобные вопросы. Ее не станет смущать откровенное совещание на эту тему.
Если же речь идет о замужестве девственницы, то здесь необходим несколько иной подход — требуется деликатность и такт. Если она ответит открыто, то это ее дело, это не возбраняется. В таком случае нужно поступать исходя из ее ответа. Но если она промолчит, то это будет признаком ее согласия.
В силу того, что мусульманские девушки воспитываются в рамках благопристойности и нравственности, уважения и скромности, будучи стыдливыми и целомудренными, они помалкивают и смущаются обсуждать вопрос о своем браке с отцом или другими близкими людьми. Посему молчание девственницы по причине стыдливости считается ее согласием на этот никах.
Но если ее молчание сопровождается признаками несогласия и протеста, то такое молчание нельзя считать согласием. В таких ситуациях приемлемо использовать матерей. И в самом деле, сегодняшние обычаи стали именно такими.
В хадисе, переданном имамом Абу Давудом, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Привлекайте женщин к делам относительно их дочерей».
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: تُسْتَأْمَرُ الْيَتِيمَةُ فِي نَفْسِهَا، فَإِنْ سَكَتَتْ فَهُوَ إِذْنُهَا، وَإِنْ أَبَتْ فَلَا جَوَازَ عَلَيْهَا. رَوَاهُ أَصْحَابُ السُّنَنِ.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам скалал:
— У девушки-сироты спрашивают позволения (согласия) о ней. Если промолчит, это ее позволение (согласие). Если откажется, то нет принуждения».
Передали авторы «сунанов».
Под девушками-сиротами понимаются девушки, выросшие под попечительством другого человека из-за отсутствия у нее отца или родственников, которые могли бы стать для нее валийами. Обычно таких девушек ничего не стоило выдать замуж без их на то позволения. Но будь то сирота или не сирота, из этого хадиса становится ясно, что выдавать девушек замуж насильно в корне противоречит шариату. Поступать таким образом считается большим зулмом — ущемлением прав.
Люди, неосведомленные о положениях Ислама, попирали права девушек, данные им Всевышним Аллахом. Они не спрашивали согласия девушек, а если те не соглашались, выдавали замуж насильно, даже со скандалами и побоями. А это всегда становилось поводом для порицания нашей религии со стороны врагов Ислама. Отсюда можно сделать вывод о том, что идущие вразрез с шариатом действия людей, которые мнят себя мусульманами, наряду с греховностью для них самих, также играют на руку и врагам нашей религии.
Из книги «Счастливая семья»
..