Гусл для пятничного и двух ийд-намазов, для ихрама и стояния на Арафате является сунной.
Ислам, будучи религией чистоты, не ограничивается ваджиб-гуслами и призывает мусульман совершать гусл также в случаях, не являющихся ваджибом.
1. Для пятничного намаза.
Передается от Абу Саъида Худри радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Пятничный гусл является ваджибом для каждого перенесшего ихтилам (поллюцию)»
Передали оба шейха.
Хадисов с таким смыслом много. Именно поэтому в некоторых мазхабах пятничный гусл определен как муаккада-сунна (утвердившаяся сунна).
В ханафитском же мазхабе совершение гусла в пятницу считается как деяние сунна.
Передается от Самуры ибн Джундаба радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Как же хорошо, когда кто-то совершает омовение (вудуъ) в пятницу. Кто же совершает гусл, так гусл лучше!».
Передал Тирмизи.
2. Для двух ийд-намазов.
Потому что Пророк саллаллаху алайхи васаллам сам так поступал и призывал к этому.
Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал гусл в день Фитра (Ийдул Фитр) и в день ал-Азха (Ийдул Азха)».
Передал Ибн Маджа.
3. Совершение гусла при облачении в ихрам для хаджа или умры.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам делал и призывал к этому.
Передается от Хариджи ибн Зайда ибн Сабита, он — от своего отца:
«Он видел, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам разделся и совершил гусл для облачения в ихрам».
Передали Тирмизи и Доракутни.
Передается от Аиши радияллаху анху:
«Асма бинт Умайс (родила) Мухаммада ибн Абу Бакра под деревом (в Зулхулайфе) и оказалась в состоянии нифаса. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам приказал Абу Бакру велеть ей, чтобы она совершила гусл и облачилась в ихрам».
Передал Муслим.
4. Для стояния на Арафате.
Это тоже утвердившаяся сунна от Пророка алайхиссалам.
Баззар в своем «Муснаде», в хадисе ал-Фāкиха ибн Саъда передает:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал гусл в день Фитра, в день Жертвоприношения и в день Арафы.
5. Для женщины в состоянии истихаза.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам велел совершать гусл находящимся в таком состоянии матерям верующих Умму Хабибе и Зайнаб бинт Джахш.
Передается от Аиши радияллаху анха:
«Умму Хабиба семь лет пребывала в состоянии истихазы и спросила об этом Посланника саллаллаху алайхи васаллам. Тогда он (саллаллаху алайхи васаллам) повелел ей совершать гусл и сказал:
— Это из кровеносного сосуда.
Так она совершала гусл перед каждым намазом».
Передал Бухари.
6. Человек, потерявший сознание, придя в себя, совершает гусл.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам поступал именно так. Улемы добавляют сюда и вылечившихся от сумасшествия и отрезвевших от пьяного состояния.
Передается от Аиши радияллаху анха:
«Состояние Пророка саллаллаху алайхи васаллам осложнилось, и он сказал:
— Совершили ли люди намаз?
Мы ответили:
— Нет, они с нетерпением ожидают Вас.
Он сказал:
— Наберите для меня воду в таз.
Мы так и сделали. Он совершил гусл. Так, он хотел было встать, но потерял сознание. Затем, прийдя в себя, спросил:
— Совершили ли люди намаз?
Мы ответили:
— Нет, они с нетерпением ожидают Вас, о Посланник Аллаха.
Он сказал:
— Наберите для меня воду в таз.
Так, он совершил гусл сидя. Затем он хотел было встать, но потерял сознание. Потом, прийдя в себя, спросил:
— Совершили ли люди намаз?
Мы ответили:
— Нет, они с нетерпением ожидают Вас, о Посланник Аллаха.
Он сказал:
— Наберите для меня воду в таз.
Так, он совершил гусл сидя…»
Передал Бухари.
7. Рекомендуется совершать гусл для предотвращения неприятных запахов при ибадатах, которые совершаются с участием большого числа людей.
К таким случаям относятся: ночевка в Муздалифе, кидание камней в шайтана, тавафы зийара и видā , намазы при затмении солнца и луны, и намаз истиска.
Передается от Икримы:
«Несколько человек из народа Ирака пришли и сказали:
— О Ибн Аббас! Считаешь ли ты пятничный гусл ваджибом?
Он ответил:
— Нет. Однако это чище и лучше для совершающего гусл. Кто не совершает гусл, для него не является ваджибом. Я расскажу вам, как начинался гусл. Люди испытывали трудности: одевали одежду из шерсти и работали, неся груз на спине, а их мечети были тесными и низкими, подобно лозам виноградника. Пророк саллаллаху алайхи васаллам вышел в жаркий день и увидел, что люди сильно вспотели в этих шерстяных одеждах и, распространяя запах, доставляют друг другу страдания. Почувствовав этот запах, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— О люди! Когда настает этот день, совершайте гусл, и пусть каждый из вас нанесет на себя свои лучшие масла и благовония».
Ибн Аббас сказал:
«После Аллах принес добро, и люди начали одевать другие, нешерстяные вещи; они довольствовались работой, их мечети были расширены, исчезла часть запаха пота, чем доставляли страдания друг другу».
Передал Абу Давуд.
Из книги Счастливая семья
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф