Ниспослана в Мекке. Состоит из 4 аятов.
Сура названа по ее первому аяту. Курайш считается самым уважаемым и почитаемым арабским племенем. В этой суре Аллах напоминает о Своем величайшем благе, преподнесенном курайшитам, и призывает в благодарность за это благо поклоняться Господу Каъбы, Всевышнему Аллаху, оказавшему этому племени почет и уважение.
Сура «Курайш» является своего рода логическим продолжением суры «Фил» («Слон»). События, о которых упоминается в суре «Фил», связанные с Абрихой и его войском, сыграли большую роль в повышении авторитета людей, живших вокруг Каъбы и услуживавших паломникам. На Аравийском полуострове особенно повысился авторитет племени Курайш. То были времена разбоя и нападений. Несмотря на это, курайшитов никто не трогал, считая их хранителями Каъбы — святыни всех арабов. Пользуясь своим особым положением и возможностью безопасно передвигаться, они могли свободно путешествовать. Торговые караваны курайшитов беспрепятственно направлялись зимой — в Йемен, летом — в Сирию, что способствовало росту их благосостояния. Так что племя Курайш не бедствовало и жило в достатке, несмотря на то, что Мекка располагалась в пустынной области, где почти ничего не произрастало.
В этой суре Аллах напоминает именно об этих дарованных Им Курайшу благах и взывает к благодарности и поклонению Ему за оказанную милость.
اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО
لِإِيلَافِ قُرَيْشٍ
1. Для того чтобы соблюдал Курайш,
Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам был выходцем из племени Курайш, самого уважаемого арабами рода.
В данном аяте делается намек на занятие курайшитов, которое они сделали своим постоянным ремеслом, к которому они привыкли и считали достойным для себя делом. В путешествиях они познавали мир и людей.
إِيلَافِهِمْ رِحْلَةَ الشِّتَاءِ وَالصَّيْفِ
2. Чтобы соблюдал поездки зимние и летние!
Курайшиты привыкли снаряжать торговый караван по два раза ежегодно, зимой и летом, и отдавались этому занятию как источнику своих доходов. Летом они отправлялись в Сирию, а зимой — в Йемен. Во время двух этих путешествий они везли туда товар для торговли, а обратно везли необходимые для племени продукты питания и одежду. От торговых поездок туда и обратно они получали большую прибыль. Этому способствовало еще и то, что в пути их никто не трогал, они совершали путешествие без опаски. Ведь со стороны всех племен Аравийского полуострова к ним было особое отношение, и никто не смел желать им зла. Потому что все считали их жителями священной территории, живущими по соседству с Каъбой. Их воспринимали как ответственных служителей и попечителей Байтуллаха — Дома Аллаха, то есть Каъбы. Поэтому никто их не обижал и не наносил им ущерба. Их престиж особенно возрос после известных событий, связанных со слонами. Их стали почитать даже цари и эмиры. И таким образом их прибыль и поступления от торговли чрезвычайно возросли. В данном священном аяте курайшитам напоминается именно об этих, данных им Всевышним Аллахом благах.
Следующие аяты повествуют о том, что им следует делать для возблагодарения за эти блага.
فَلْيَعْبُدُوا رَبَّ هَٰذَا الْبَيْتِ
الَّذِي أَطْعَمَهُمْ مِنْ جُوعٍ وَآمَنَهُمْ مِنْ خَوْفٍ
3. Пусть же поклоняются Господу этого Дома,
4. Который накормил их от голода и обезопасил их от страха!
Аллах облагодетельствовал жителей Мекки великими благами. Хотя их земли были бесплодны, но еды и разных яств у них было в достатке.
Вместе с тем Всевышний Аллах полностью оградил этот край от каких бы то ни было угроз и нападений. Все это, в свою очередь, требует от жителей Мекки поклоняться Аллаху.
Имам Фахриддин Рази рахматуллахи алайхи в своей книге «Тафсири Кабир» пишет: «Знай же, блага бывают двух видов. Первое — отражение угрозы. Это изложено в суре «Слон». Второе — привлечение выгоды. Оно изложено в этой суре. После того как Аллах отразил от них угрозу и привлек к ним выгоду, — и то и другое есть великие блага, — Он повелел им поклоняться в благодарность за это».
Материальное благополучие, достаток — сытый желудок и пребывание в безопасности — одно из самых великих благ, дарованных Аллахом Своим рабам.
Раб должен быть благодарным за блага, которые даровал ему Аллах, что выражается в ибадате Аллаху.
Игнорирование ибадатов Аллаху, отсутствие в действиях раба благодарности за данные ему блага приводит к обратному: к исчезновению благ, к воцарению голода и несчастий. Эта истина утверждается как в данной суре, так и в других, например, в суре «Нахл» («Пчела»):
«И приводит Аллах в пример селение, что было безопасным, спокойным; приходил к нему его удел в изобилии изо всех мест, и проявило оно [селение] неблагодарность относительно благ Аллаха. Так, дал «вкусить» ему Аллах «одеяние» голода и страха за то, что они [люди селения] творили» (аят 112).
Из книги Тафсир Хилал.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф