Мудрость публичного объявления о никахе упоминалась выше. Существуют хадисы о том, что на таких мероприятиях в определенной мере использовалась и музыка. Вместе с тем на свадьбах разрешаются увеселения в рамках указаний шариата. Эти истины мы изучим из следующих благородных хадисов и пояснений к ним.
عَنِ الرُّبَيِّعِ بِنْتِ مُعَوِّذٍِ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا قَاَلَتْ: جَاءَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم فَدَخَلَ حِينَ بُنِيَ عَلَيَّ، فَجَلَسَ عَلَى فِرَاشِي كَمَجْلِسِكَ هَذَا، فَجَعَلَتْ جُوَيْرِيَاتٌ لَنَا يَضْرِبْنَ بِالدُّفِّ وَيَنْدُبْنَ مَنْ قُتِلَ مِنْ آبَائِي يَوْمَ بَدْرٍ إِذْ قَالَتْ إِحْدَاهُنَّ: وَفِينَا نَبِيٌّ يَعْلَمُ مَا فِي غَدٍ، فَقَالَ: دَعِي هَذِهِ وَقُولِي بِالَّذِي كُنْتِ تَقُولِينَ. رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ وَأَبُو دَاوُدَ وَالتِّرْمِذِيُّ.
Передается от Рубаййиъ бинт Муъаввиз радияллаху анха:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам пришел на мою свадьбу и сел на мое место (ложе) так же, как сидишь ты. Тогда девочки стали играть на дуффе (бубне) и напевать о наших отцах, погибших в день Бадра. В это время одна из них начала напевать:
“Среди нас есть Пророк, знающий, что будет завтра”.
Тогда он (саллаллаху алайхи васаллам) сказал:
— Оставь это, пой то, что говорила до этого».
Передали Бухари, Абу Давуд и Тирмизи.
Отец Рубаййиъ радияллаху анха Муъаввиз и двое ее дядей по отцу Авф и Муъаз стали мучениками в битве при Бадре. Достигнув совершеннолетия, Рубаййиъ вышла замуж за Ийаса ибн Букайра Лайси. На их свадьбу пришел Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и, войдя в помещение, сел на ложе Рубаййиъ радияллаху анха.
Девушки, играя на бубне, распевали стих, восхваляющий тех, кто стал мучеником в битве при Бадре, в частности отца и двух дядей Рубаййиъ радияллаху анха. Пророк саллаллаху алайхи васаллам сидел и слушал их, затем девушки прочитали нараспев двустишье со смыслом: «Среди нас есть Пророк, сведущий о сокровенном — знающий, что будет завтра». И тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам указал им: «Не говорите это, пойте то, что вы пели до этого».
Данный хадис поясняет, что на свадьбе допускаются увеселения. Мужчинам допускается слушать девушек, мелодично распевающих стихи, содержащие в себе смысл таких вещей, как отвага, нравственность и щедрость.
Наши улемы отмечали, что «несомненно, это допустимо, если только между мужчинами и женщинами существует занавес (ширма) и исключена вероятность фитны».
عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا: أَنَّهَا زَفَّتِ امْرَأَةً إِلَى رَجُلٍ مِنَ الْأَنْصَارِ، فَقَالَ نَبِيُّ اللهِ صلى الله عليه وسلم: يَا عَائِشَةُ، مَا كَانَ مَعَكُمْ لَهْوٌ؟ فَإِنَّ الْأَنْصَارَ يُعْجِبُهُمُ اللَّهْوُ. رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ وَأَحْمَدُ.
Передается от Аиши радияллаху анха:
«Некую женщину она повела к жениху из ансаров. Тогда Пророк Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— О Аиша, было ли у вас увеселение? Потому что ансарам нравится устраивать увеселения».
Передали Бухари и Ахмад.
Этот хадис также служит доводом тому, что веселиться на свадьбах, не выходя за рамки шариата, допускается.
Заслуживает внимания то, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам обращался с некоторыми племенами с учетом даже их любви к веселью. На это указывает напоминание Пророком алайхиссалам Аише радияллаху анха о том, что ансары — мусульмане Медины расположены к веселью, и что увеселения на свадьбах допустимы.
Как стало известно из других хадисов, эта невеста была сиротой по имени Фариха бинт Асъад. Мать верующих Аиша радияллаху анха вырастила и воспитала ее, и по достижении ею зрелости выдала ее за Нубайта ибн Джабира ал-Ансари. Аиша радияллаху анха повела Фариху радияллаху анха к жениху. По ее возвращении домой Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам задал ей упомянутый в хадисе вопрос и спросил о том, было ли там веселье.
В другой передаче хадиса он алайхиссалам спросил:
«Отправили ли вы и девушку, которая поет, играя на бубне?»
На что мать правоверных Аиша ответила:
«О чем должна петь эта девушка, о Посланник Аллаха?»
Тогда он саллаллаху алайхи васаллам произнес двустишье, похожее на наш «Ёр-ёр».
Допускается, чтобы женщины устраивали увеселения, пели, играя на бубне. При этом они не должны смешиваться с мужчинами и выходить за рамки шариата.
عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ حَاطِبٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ، عَنِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم قَالَ: فَصْلُ مَا بَيْنَ الْحَلَالِ وَالْحَرَامِ الدُّفُّ وَالصَّوْتُ. رَوَاهُ النَّسَائِيُّ وَالتِّرْمِذِيُّ وَحَسَّنَهُ.
Передается от Мухаммада ибн Хатиба радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Разделение между харамом и халалом в никахе это бубен и голос (пение)».
Передали Насаи и Тирмизи. Тимизи назвал хадис «хасаном».
Слова «халал» и «харам» в данном хадисе относятся к никаху. Обычно, когда хотят, чтобы никто не узнал про харамное — про скрытый никах, его проводят в тишине, без бубнов, без песен и не издавая лишних звуков.
А халалный никах по мере возможности объявляется и извещается большому числу людей. Потому что такой никах является причиной великой радости и веселья. Через объявление и извещение большому числу людей о халалном сочетании никахом люди становятся свидетелями супружеского соединения двух людей, все узнают о том, что двое молодых стали супругами согласно шариату и возносят за них молитвы. Это безусловно нужное и одобряемое дело.
عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: أَعْلِنُوا هَذَا النِّكَاحَ وَاجْعَلُوهُ فِي الْمَسَاجِدِ، وَاضْرِبُوا عَلَيْهِ بِالدُّفُوفِ. رَوَاهُ أَحْمَدُ وَالتِّرْمِذِيُّ وَحَسَّنَهُ.
Передается от Аиши радияллаху анха:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Объявляйте об этом никахе, устраивайте его в мечетях и играйте на нем на бубнах».
Передали Ахмад и Тирмизи. Тирмизи назвал хадис «хасаном».
В этом благородном хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам повелевает к трем действиям относительно никаха:
1. Объявлять о никахе. Это необходимо. Как было сказано выше, объявление о никахе для многих станет извещением о начале совместной жизни двух молодых людей в единой семье, созданной шариатским, халалным и чистым (непорочным) путем.
2. Сочетать никах в мечетях. В этом случае станет легче обойти стороной всякие харамные и макрух-деяния. То есть поощряется проведение части обряда по объявлению о никахе в мечетях.
3. Играть на дуффе (бубне). Этим выражается радость, а никах получает больше огласки.
عَنْ عَامِرِ بْنِ سَعْدٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: دَخَلْتُ عَلَى قُرَظَةَ بْنِ كَعْبٍ وَأَبِي مَسْعُودٍ الْأَنْصَارِيِّ فِي عُرْسٍ وَإِذَا جَوَارٍ يُغَنِّينَ، فَقُلْتُ: أَنْتُمَا صَاحِبَا رَسُولِ اللهِ صلى الله عليه وسلم وَمِنْ أَهْلِ بَدْرٍ يُفْعَلُ هَذَا عِنْدَكُمْ؟ فَقَالَا: اجْلِسْ إِنْ شِئْتَ فَاسْمَعْ مَعَنَا، وَإِنْ شِئْتَ فَاذْهَبْ، قَدْ رُخِّصَ لَنَا فِي اللَّهْوِ عِنْدَ الْعُرْسِ. رَوَاهُ النَّسَائِيُّ وَالْحَاكِمُ وَصَحَّحَهُ.
Передается от Āмира ибн Саъда радияллаху анху:
«На одной из свадеб (по случаю никаха) я вошел к Курозе ибн Каъбу и Абу Масуъду ал-Ансари радияллаху анхума. Я увидел, что рабыни поют песни.
Я сказал:
— Как же так, у вас происходит такое, тогда как вы оба — сподвижники Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и вы — из участников (битвы при) Бадре?!
— Если желаешь, садись с нами, послушай. Хочешь, уходи. Воистину, нам разрешено веселиться на свадьбах, — ответили оба».
Передали Насаи и Хāким. Хāким назвал хадис сахихом.
В этом хадисе еще более открыто излагается о допустимости увеселений на свадьбах по случаю никаха. Весьма поучительно то, как Āмир ибн Саъд радияллаху анху высказал свои открытые возражения по поводу увиденного им, и то, как двое сподвижников, обладатели достоинств и участники битвы при Бадре, учтиво ответили ему и пояснили необоснованность его возражений. Быть в числе участников битвы при Бадре весьма высокий статус. Удостоенные такого статуса люди были примером для всех. Именно поэтому Āмир радияллаху анху, посчитав, что слушание пения девушек дело недостойное для них, решается подвергнуть критике их поступок и пристыдить их. Однако на деле получилось совершенно по-другому. Двое великих сподвижников, сославшись на разрешенность веселья на никах-свадьбах, пристыдили самого Āмира ибн Саъда радияллаху анху.
Из книги «Счастливая семья»