Человек в ихраме обязан оберегаться от похотливых действий, от фиска[1], ссор, от умерщвления живности суши[2], от указания на них охотнику и направления его на них, от использования благовоний, остригания ногтей, прикрывания лица и головы, мытья головы и бороды посредством хитами, от укорачивания бороды, стрижки (сбривания) волос, от ношения чалмы, от надевания шитой или окрашенной благовониями одежды. Но такую одежду можно сделать изаром[3] или рида[4], смыв это благовоние.
Точно так же, как для вознамерившегося совершить намаз человека после произнесения им такбирул ихрама становится харамом все, кроме намаза, также и для человека, облачившегося в ихрам и вознамерившегося совершить хадж или умру, становится харамом совершать определенные действия. Они следующие:
1. Действия по удовлетворению шахвата[5] (полового влечения).
Половая близость с женой или действия, ведущие к этому – поцелуи, объятия, произнесение сладострастных фраз, относящихся к этому.
2. Фиск (нечестие).
Выход из состояния покорности и повиновения Aллаху, совершение греховных деяний.
3. Ссоры.
Ссоры, скандалы со спутниками, служащими, подчиненными и другими людьми. Эти действия запрещены в соответствии с аятом Священного Куръана: «Хадж – месяцы известные, кто же обязался в них на хадж, то нет ни похоти, ни распутства, ни препирательства в хадже» (Сура «Бакара», аят 197).
4. Умерщвление живности суши, указание на них охотнику и направление его на них.
Всевышний Аллах сказал:
«Дозволена вам дичь моря и его пища, наслаждением вам и путникам. И запрещена вам дичь суши, пока вы в ихраме. И бойтесь Аллаха, к Которому будете собраны!» (Сура «Маида», аят 96).
Передается от Абу Катады радияллаху анху:
«Они были в одном из походов. Некоторые из них были в ихраме, некоторые – не в ихраме. Вдруг я увидел дикого осла (зебру). Я вскочил на коня и взял копье. Я попросил у них помощи, но они отказались. Я вынул плеть одного из них, надвинулся на осла и настиг его. Они ели из его, а потом испугались содеянного. Было спрошено у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Он сказал:
– Велел ли один из вас настичь его или указал на это?
Сказали:
– Нет.
Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Тогда ешьте и оставшееся мясо».
Передали Бухари, Муслим и другие.
5. Использование благовоний.
Человеку в ихраме запрещено также наносить на себя масла, хну, нюхать базилик и фрукты.
[1] Фиск – досл. «раскалывающий оболочку и выходящий из нее»; выход из повиновения Аллаху и совершение греховных деяний без стеснения и сокрытия, т. е. нечестие. Обычно фасиком (совершающий фиск) называется мусульманин, совершивший грех. Однако в Священном Куръане, в зависимости от тематики, также иногда фасиком называются неверные и лицемеры (мунафики).
[2] Животные суши, на которых охотятся.
[3] Изар – предмет одежды для нижней части тела (более детальное описание см. ниже по тексту, в главе «Вопрос о ношении коротких штанов»).
[4] Рида () – верхняя часть одеяния ихрам – кусок несшитой ткани, которой мужчины прикрывают верхнюю часть тела выше пупка. Рида используют мужчины, вознамерившиеся на совершение хаджа или умры, в качестве одеяния, набросив на плечи.
[5] Шахват (также шахва – ) – «влечение», «страсть», «желание». Подразумевает стремление человека к удовлетворению своих низменных чувств, плотских потребностей в еде, питье, совокуплении и т. п.
Из книги Разногласия: причины и решения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.