(Основы теории и методологии фикха) А. Определение
Фикх как учение разделяется на две части: фуру’ аль-Фикх (فروع الفقه ) – разветвления фикха (практиче ское право) и Усуль аль-Фикх (اصول الفقه) – основы, корни фикха (теоретическое право). Когда речь заходит о фикхе, обычно подразумеваются его разветвления (фуру’).
а) Усуль
Это слово является множественным числом от асл (اصل) и соответствует таким смысловым значениям, как основа, корень, суть, субстрат[1]. Термин Усуль используется в значениях рâджих(предпочтительный - راجح), кâ’ида (правило - قاعدة), мустасхаб(привлеченный - مستصحب) и далиль (довод, признак, доказательство - دليل).
б) Фикх
Слово фикх означает «знание чего-либо», «понимание». В Коране слово фикх употребляется не для обозначения учения как такового, а проницательности, острого восприятия и понимания цели говорящего[2]. В этом случае фикх приобретает значение познания явления, исходя из его сути и доказательной основы.
Терминологически ханафиты дали определение фикха как“практическое понимание шариатских ре шений, вынесенных за или против, исходя из действий человека”, а шафииты как “понимание практических шариатских норм, таких как богослужение, поклонение (’ибâдат - عبادة), поведение (му’âмалат – معاملات) и наказание (’укубâт -عقوبات), исходя из их подробных доказательств".[3]
Имеется еще одно определение фикха как “универсальной формы шариатских норм, относящихся к юриспруденции (фикх), культовой практике (’ибâдат) и поведению (му’âмалат)”.[4]
в) Значение словосочетания Усуль аль-Фикх
В этом сочетании более подходящим следует принять использование слова Усуль в значении «далиль», так как фикх рационалистически основывается на доказательствах.
Поэтому Усуль аль-Фикх имеет еще значения "доводы фикха", "доказательства, относящиеся к фикху", "корни фикха", "корни права".[5]
г) Определение термина Усуль аль-Фикх[6]
Термину Усуль аль-Фикх можно дать два определения:
1. Усуль аль-Фикх - это учение (‘ильм), толкующее правила и совокупность доводов, делающих воз можным извлечение (истинбâт -استنباط) шариатских норм из подробных доказательств.
2. Усуль аль-Фикх - это правила извлечения (истинбâт) и совокупность доводов (далиль).
Таким образом, это учение (‘ильм) открывает нам совокупность правил (кава’ид)[7], при помощи кото рых мы извлекаем из частных доводов шариатскую норму относительно той проблемы, которую хотим по нять, изучить[8]. Например, я не знаю, является ли молитва обязательной (фард). В логике (علم المنطق) и юриспру денции (علم الاصول) это неизвестное называется "искомое знание". Для этого, прежде всего я обращусь за шариатскими доводами к Книге и обнаружу предписание в аяте “И соблюдайте молитву...”[9]. В Усуль аль-Фикх содержится правило: “в отсутствие признака, препятствующего долженствованию, форма повеления выражает долженствование”. Используя это правило, я составлю логическое сравнение и путем следующего рассуждения приду к норме, что молитва является обязательной (фард):
Искомое знание: молитва обязательна (фард).
Малый посыл: потому что Аллах повелел совершать молитву в своем аяте "И соблюдайте мо литву...".
Большой посыл: выполнение всего, что категорически повелел Аллах является обязательным (фард).
Вывод: таким образом, и молитва также является обязательной (фард).
Я не знаю, является ли прелюбодеяние недозволенным (харам). Я хочу это узнать. Когда я обращусь за шариатскими доводами к Книге, обнаружу отрицание в аяте: “И не приближайтесь к прелюбодеянию...”[10]. В Усуль аль-Фикх содержится правило: “в отсутствие признака, препятствующего совершению запретного (харам), форма отрицания выражает запрет”. Используя это правило, я путем следующего рассу ждения приду к норме, что приближение к прелюбодеянию является запретным (харам):
Искомое знание: прелюбодеяние запретно (харам).
Малый посыл: потому что Аллах запретил приближение к прелюбодеянию в своем аяте “И не при ближайтесь к прелюбодеянию...”.
Большой посыл: все, что категорически запрещено Аллахом - является запретным (харам).
Вывод: таким образом, и прелюбодеяние является запретным (харам).
Б. Предмет Усуль аль-Фикх
Взгляд ученых на предмет Усуль аль-Фикх может быть вкратце представлен в следующих четырех статьях:
1. Далиль (довод, доказательство), иджтихâд (усердие, старание) и тарджих (предпочтение).
2. Шариатские нормы и, как следствие, шариатские доводы.
3. Шариатские доводы и, как следствие, шариатские нормы.
4. Шариатские нормы и шариатские доводы.[11]
Мы принимаем шариатские доводы и шариатские нормы в качестве предмета этого учения, так как правоведы в законотворческой деятельности и при вынесении решений действуют на основании доводов, демонстрируя этим процесс выработки шариатских норм. Таким образом,предмет Усуль аль-Фикх пред ставляет собой шариатские доводы ишариатские нормы. На этой теме следует остановиться более под робно.
В обобщенном виде законоведы говорят о таких доводах, как Коран, Сунна, иджмâ’ (согласие мнений) и кыйас (аналогия), являющихся источником шариатских норм (хукм) в ‘ильм Усуль аль-Фикх. Они рассмат ривают эти доводы с точки зрения вынесения решений и законотворчества, настаивая при этом на необхо димости придерживаться тех или иных положений. Точно также правоведы, в случае наличия противоречий, подтверждают положение, являющееся более предпочтительным при рассмотрении шариатских доводов. Предметами этого учения являются и такие вспомогательные доводы, как истихсан(предпочтение, пред почтительное решение), истисхаб (взятие с собой),маслахат (польза, интерес), ’урф-’адат (обычай, тради ция), садд аз-зарâйи’(перекрытие средств). Среди предметов этого учения имеют место и такие чрезвы чайно полезные и важные положения фикха, как хикмат ат-ташри’(смысл законотворчества), макасид аш-шари’а (цели шариата). В ‘ильм Усуль аль-Фикх подлежат рассмотрению и темы, относящиеся к ‘ильм аль-калâм: хусн-кубух (красота-уродство), хуррийат аль-ирада (свобода воли),хикмат аль-илахийа (божествен ная премудрость, провидение). Также среди предметов ‘ильм Усуль аль-Фикх называют такие нормы как вуджуб(необходимость), хурмат (запретность), сиххат (достоверность), фасâд(непригодность), рукн (опора), шарт (условие), ‘иллет (причина), понятия как зиммат (защита), ахлийат (правоспособность), вы ражения как хасс(частное), ‘амм (общее), муштарак (совместное), муавваль(аллегорическое), маджâз (ме тафора), кинайа (намек), хафи (скрытое),мушкиль (затрудненное), амр (повеление), нахий (запрещение).
Как явствует из вышеизложенного, ‘ильм Усуль аль-Фикхрассматривает частью смысл законотворче ства (хикмат ат-ташри’) исламского права, частью темы, относящиеся к ‘ильм аль-калâм и частью языковые правила, общие и применимые для каждого языка. Правоведы используют в своих исследованиях лексико графию, морфологию, синтаксис, логику, богословие (калâм) и право (фикх).[12]
В. Цель и значение Усуль аль-Фикх
а) Цель
Целью ‘ильм Усуль аль-Фикх является толкование того, как и каким образом выводятся шариатские нормы из шариатских доводов. Здесь следует отметить, что приобрести знания об истинах шариатских норм со всеми их условиями возможно только посредством этого учения. Не зная правил, установленных ‘ильм Усуль аль-Фикх, даже при знании тафсира(толкование Корана) и хадисов нельзя проникнуть в истины ша риатских норм.
б) Значение[13]
‘Ильм Усуль аль-Фикх - это учение, целью которого является извлечение норм из Корана и Сунны. Значение знаний, почерпнутых из этого учения, можно представить в следующем порядке:
1. Человек, специализирующийся в этом учении, постигает смысл почти всех выражений из Корана и Сунны.
2. Благодаря этому учению можно узнать каким образом муджтахиды (ученые-богословы) вырабаты вают нормы; приоритетность норм, полученных на основе ар-ра’й (мнение, суждение) или иджтихâда (усердие, старание). И как следствие, увидеть методы истинбата (извлечение) ииджтихâда, применяемые муджтахидами, и какие из их трудов оказали влияние на фикх.
3. При помощи этого учения можно узнать доводы применительно к нормам, содержащимся в Коране по фикху; какие из этих норм были почерпнуты из Корана, Сунны или имеют своей основой усердие (иджтихâд) муджтахидов.
4. При помощи этого учения можно постичь суть целей и пределов (хикмат ат-ташри’), предусмотрен ных Аллахом при установлении религиозных норм.
5. Те, кто специализируются в этом учении, пополняют свои знания в праве и законах, развивают силу суждения, формируют правовой навык, могут безошибочно принимать решения на основе Корана и Сунны.
Г. Различия между Усуль аль-Фикх, аль-Фикх и аль-кава’ид аль-Фикхийя
а) Различие между аль-Фикх и Усуль аль-Фикх
Предметом аль-Фикх являются действия совершеннолетнего, для которого обязательно исполнение постановлений шариата, относящиеся к праву, и нормы, связанные с этими действиями. Законоведы (фа кихи) занимаются исследованием сути шариатских норм и доводов, касающихся купли-продажи, аренды, компаний, залога, представительства, молитвы, вакуфов, воровства и др. действий.
Как уже было отмечено ранее, Усуль аль-Фикх - это учение (‘ильм), связанное с толкованием правил, необходимых для извлечения (истинбат) шариатских норм из подробных доказательств. Например, Усуль аль-Фикхразъясняет, что повелительное наклонение выражает вуджуб(необходимость), а отрицательная форма повелительного наклонения -хурмат (запрет).
б) различие между аль-кава’ид аль-Фикхийя и Усуль аль-Фикх
Есть польза в определении различия между правилами фикха (аль-кава’ид аль-Фикхийя), соединяю щими в одно целое отдельные нормы иУсуль аль-Фикх. Исходя из содержания, эти правила можно назвать“Общие принципы и нормы фикха”.
‘Ильм Усуль аль-Фикх дает разъяснение правил, которых должен придерживаться факих при принятии решения, дабы не совершить ошибку.
Правила же фикха (аль-кава’ид аль-Фикхийя) представляют собой аналогию, объединяющую не сколько норм, или собрание схожих между собой норм, которые могут быть объединены в правиле фикха.
[1] "Mir’ât", s. 18; "Fevatih", I, 8; "Büyük Haydar Efendi", s.8.
[2] см. "Ан-Ниса", 78; "Худ", 91.
[3] "Mir’ât", s.15-16.
[4] "Bilmen", I, 14.
[5] "Büyük Haydar Efendi" s. 9; Hamidullah, "İslam Hukukunun Kaynaklarına Dair Yeni Bir Tetkik" (Новое исследование источников по исламскому праву), trc. B. Davran, "İslam Tetkikleri Enstitüsü Dergisi" (Журнал Института исламских исследований), İstanbul, 1953, c. I, sayı 1-4, s.64.
[6] "Mir’ât", s. 11, 14
[7] Здесь следует отметить несколько правил: "наличие признака дозволения в форме предписания выражает дозволение", "частное слово выражает категорическую норму", "уклончивая частность выражает норму, основанную на предположении" ("Mir’ât", s. 20)
[8] "Fevatih", s. 1, 9.
[9] "Аль-Бакара", 43.
[10] "Аль-Исра", 32.
[11] "Mir’ât", s. 87; "Hâdimi", s. 3; "Sava Paşa", II, 45; "Şâkiru’l-Hanbeli", s.33.
[12] "Seyid Bey", I, 87; "Şâkiru'l-Hanbeli", s. 38-40.
[13] "Seyid Bey", I, 85; "Hudari", s. 16-17; "Bilmen", I, 40; "Şâkiru'l-Hanbeli", s. 36-37.