1441 йил 14 зуль-ка’да | 2020 йил 05 июль, воскресенье
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Фикх

Аргументы утверждающих необходимость поднимать руки перед рукуъ и после него

09:30 / 18 январь 875 Режим чтения + -

Во главе списка притязающих на следование этому положению стоят два из известных и признанных четырех мазхабов – шафиъиты и ханбалиты. В подтверждение этого своего положения они приводят в качестве аргументов несколько хадисов.

Первый аргумент:

Передается от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анхума:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, когда начинал намаз, поднимал обе руки до уровня своих плеч и произносил такбир. Затем, когда произносил такбир для рукуъ и когда поднимал голову из рукуъ, вновь также поднимал обе руки и произносил: «Самиъаллаху лиман хамидах, Раббана ва лакал хамд». В саджде он так не делал».

Передали Бухари и Муслим.

Шафиъиты, ханбалиты и их сторонники утверждают, что в этом сахих (достоверном) хадисе ясно видно, что поднятие рук перед рукуъ и после него является сунной Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам!

Второй аргумент:

Передается от Нафиъ радияллаху анху:

«Ибн Умар радияллаху анху если видел человека, не поднимавшего руки при совершении рукуъ и возвращении из него, бросал в того камень».

Передал имам Бухари.

Это предание также подтверждает приведенный выше смысл. Шафиъиты, ханбалиты и их сторонники говорят, что из этого предания ясно видно, как Абдуллах ибн Умар радияллаху анху не только сам следовал этому положению, но старался, чтобы и другие мусульмане подчинялись ему.

Ханафитские улемы говорят: «Мы тоже хорошо знаем, что приведенные вами предания действительно существуют и что они весомы. Все же прежде, чем следовать этим хадисам, мы глубже изучили и другие хадисы и пришли к иному решению. Давайте для начала обсудим хадис, переданный от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху».

Передается от Муджахида радияллаху анху:

«Я совершал намаз за Ибн Умаром. Так он не поднимал своих рук, кроме как при первом такбире намаза».

Передали Тахави, Ибн Абу Шайба и Байхаки.

Если мы изучим первые два из приведенных хадисов вместе с третьим, станет ясно, что первоначальное положение о поднятии рук перед рукуъ и после него было отменено (стало мансухом[1]). То есть это положение соблюдалось определенное время, а затем оно было отменено.

Абдуллах ибн Умар радияллаху анху видел, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам поднимал руки при совершении рукуъ и возвращении в исходное положение, посему он сам соблюдал это и призывал соблюдать других. Но позднее, когда это положение стало мансухом, он перестал делать это.

 И вы, уважаемые ханбалиты, шафиъиты, и вы – их единомышленники в этом вопросе, и мы – ханафиты, единодушно договаривались принимать за основу деяние содвижника, то есть если он сам совершает что-либо вопреки переданному им самим хадису. Ибо сподвижники никогда бы не стали поступать вопреки переданному ими хадису, если бы устнавливаемое им положение не было отменено. В частности, Абдуллах ибн Умар радияллаху анху был сподвижником, выделявшимся тем, что во всем без исключения – в малом и большом – в точности следовал Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Также общеизвестно, что он в точности следовал Пророку саллаллаху алайхи васаллам даже в тех делах, следовать которым не считалось обязательным. И такой человек никогда бы не поступил вопреки хадису, который передал сам, если бы не утвердился насх[2] – отмена положения хадиса, и не перестал бы поднимать руки перед совершением рукуъ и после.

 Третий аргумент: В хадисе, переданном от Али ибн Абу Талиба радияллаху анху имамом Абу Давудом, имамом Тирмизи, имамом Насаи, имамом Ибн Маджа в его «Сунане», имамом Бухари в его трактате «Рафъул йадайни фис солати» и имамом Тахави в «Мушкилул осор», сказано так:

«Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вставал на намаз фард, Он произносил такбир и поднимал обе руки до уровня плеч. То же самое он делал, когда, завершив кираат, собирался совершить рукуъ и когда поднимал голову из рукуъ. Он не поднимал рук, сидя в намазе. И когда он вставал из двукратной саджды, также поднимал обе руки и произносил такбир».

На этот аргумент ученых шафиъитского и ханбалитского мазхабов ответ таков: мы хорошо знаем, что это предание является утвердившимся. Однако есть предание, в котором рассказывается, как тот же почтенный Али ибн Абу Талиб радияллаху анху совершал противоположные описанным действия. Было бы приемлемо вынести окончательное решение (положение) с учетом и этого хадиса.

Передается от Асима ибн Кулайба, он – от своего отца:

«Али радияллаху анху поднимал обе руки при первом такбире намаза. Затем он не поднимал их».

Передали Тахави и Ибн Абу Шайба.

Передается от Абу Исхака:

«Товарищи Абдуллаха [ибн Масъуда] и Али не поднимали обе свои руки, кроме как в начале намаза».

Передал Абу Бакр ибн Абу Шайба.

 И это тоже указывает на то, что положение, по которому поднимались руки перед и после рукуъ, действовало определенное время, а затем стало мансухом (было отменено). Иначе такой великий сподвижник, как Али радияллаху анху, не стал бы совершать действий, противоречащих им самим же переданному хадису от Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Вместе с тем почтенный Али радияллаху анху обучал своих учеников – молодых сподвижников и табиъинов[3] – не поднимать руки перед и после рукуъ. Ведь это также не могло произойти само по себе.

Хадис, который шафиъиты, ханбалиты и их единомышленники приводили как доказательство в пользу своего иджтихада, в действительности является большим веским аргументом против них самих. Ибо поднятие рук перед и после рукуъ они категорически относят к деяниям сунна, но умалчивают о поднятии рук при вставании из саджды. А между тем в хадисе упомянуты все эти три действия. Само собой возникает весьма уместный вопрос: «Почему же вы, соблюдая одну часть хадиса, не соблюдаете другую его часть?»

О поднятии рук после совершения саджды и еще в некоторых других случаях упоминается и в других хадисах. Уже само это является доказательством тому, что прежде поднятие рук существовало и при других, кроме такбирул ихрам, действиях в намазе, но потом это было отменено. Выходит, что ханафиты приняли эту истину целиком, тогда как шафиъиты и ханбалиты приняли лишь одну ее часть, не приняв части касательно действий перед и после рукуъ.

Ханафиты точно таким же образом дают опровержения на каждый аргумент противоположной стороны. Мы же ограничимся приведенными примерами и рассмотрим два хадиса о том, как этот вопрос обсуждался в прошлом.

Передается от Мугийры радияллаху анху:

«Я сказал Ибрахиму: «Что ты скажешь по поводу хадиса Ваила, который говорил: "Я видел, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам поднимал руки, когда начинал намаз, когда совершал рукуъ и когда поднимал голову из рукуъ"?». Так он [Ибрахим] сказал: "Если Ваил увидел один раз, то Абдуллах видел пятьдесят раз, как он [Пророк саллаллаху алайхи васаллам] не делал этого"».

Передал Тахави.

Очевидно, что сторонники утверждения «Перед совершением рукуъ и после него руки поднимаются» приводили в качестве аргумента хадис от Ваила ибн Худжра радияллаху анху. И когда об этом было сказано одному из великих табиъинов Ибрахиму ан-Нахаъи радияллаху анху, в качестве опровержения этого утверждения он привел хадис Абдуллаха ибн Масъуда ­радияллаху анху и чтобы подчеркнуть, какой из хадисов больше заслуживает принятия, он упомянул о соотношении состояний сподвижников, передавших их. Хорошо известно, что после уверования Ваил ибн Худжр радияллаху анху находился при Посланнике Аллаха саллаллаху алайхи васаллам только одну неделю, пока учился совершать намаз, а затем вернулся к себе на родину и больше Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не видел. Кроме того, Пророк саллаллаху алайхи васаллам в целях обучения относился к нему по-особому.

Что касается Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анху, передавшего хадис о том, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал намаз не поднимая рук перед и после рукуъ, то он был в числе самых первых уверовавших сподвижников, неотлучно пребывавших с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам до конца его пророческой жизни. Безусловно, Абдуллах ибн Масъуд знал намного больше, чем Ваил ибн Худжр радияллаху анху.

Второй пример. Имам ал-Хариси в своей книге «Муснад» приводит переданную от Суфяна ибн Уяйны радияллаху анху такую дискуссию, состоявшуюся между имамом Абу Ханифой и имамом ал-Авзаъи:

«Имам Абу Ханифа и имам ал-Авзаъи встретились у пшеничных лавок в Мекке. Ал-Авзаъи спросил у Абу Ханифы:

– Почему вы не поднимаете рук перед и после рукуъ?

Абу Ханифа ответил:

– Потому что об этом от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ничего достоверного (сахих) не было.

– Как это нет ничего достоверного? Ведь как мне передал аз-Зухри от Салима, а он – от своего отца, а тот от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, он саллаллаху алайхи васаллам поднимал обе руки перед началом намаза, перед совершением рукуъ и по возвращении из него (в исходное положение)! – сказал ал-Авзаъи.

Тогда Абу Ханифа сказал:

– Как передал мне Хаммад от Ибрахима, тот – от Алкамы, а он – от Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анхум, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не поднимал рук, кроме как перед началом намаза.

Ал-Авзаъи сказал:

– Я же тебе передаю хадис от аз-Зухри, от Салима, от Пророка саллаллаху алайхи васаллам, а ты мне говоришь: «Хаммад передал хадис от Ибрахима?!».

На это Абу Ханифа сказал:

– Хаммад знал фикх больше, чем аз-Зухри. А Ибрахим знал фикх больше, чем Салим. Ибн Умар, хоть и обладал достоинствами сахабия, в фикхе Алкама не уступал ему. У ал-Асвада очень много достоинств. У Абдуллаха ибн Масъуда достоинств много в фикхе и кираате. Он обладает преимуществом как сподвижник. С детского возраста он постоянно находился при Пророке саллаллаху алайхи васаллам. Он имеет больше достоинств, чем Абдуллах ибн Умар.

И тогда ал-Авзаъи умолк».

Следовательно, и Абу Ханифа рахматуллахи алайхи, и его последователи извлекали шариатские положения не откуда-нибудь, а из Куръана и Сунны. Они вели более глубокие научные поиски, чем другие. Они рассуждали даже о таких тонких вопросах, о которых не рассуждали муджтахиды других мазхабов.

 
 
 


[1]Мансух () – досл. «удаленный», «стертый», аннулированный»; шариатское положение (исходящее из аята или хадиса), которое было отменено последовавшим за ним другим шариатским аргументом.

[2]Насх () – досл. «удаление», «стирание». Насих () – досл. «удаляющий», «стирающий»; в терминологии шариата «отменяющий» – шариатское доказательство, отменившее предыдущее шариатское положение.

[3]Табиъин – досл. «последователь»; следующее после сподвижников поколение мусульман.

Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
..Мусульманину не разрешается брать в жены многобожницу, так как в Куръане сказано .И не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют, ведь верующая рабыня лучше, читать полностью

1041 14:00 / 23.05.2019
Гусл становится ваджибом в следующих случаях Когда выделяющаяся сперма маний извергается со страстью шахва Когда головка члена исчезает, погрузившись в читать полностью

855 09:30 / 30.08.2019
..Шариат обязывает жениха посмотреть на женщину, к которой он собирается посвататься, чтобы у него было ясное представление о его будущей жене, матери его детей и читать полностью

1286 14:00 / 25.12.2018
..По воле и замыслу Аллаха мужчина был создан раньше женщины. Аллах Всевышний сказал .О люди Бойтесь вашего Господа, Который создал вас из одного человека, и создал читать полностью

1592 19:00 / 28.11.2018
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью