1441 йил 15 ша’ба́н | 2020 йил 09 апрель, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Фикх

Аргументы утверждающих необходимость поднимать руки перед рукуъ и после него

09:30 / 18 январь 543 Режим чтения + -

Во главе списка притязающих на следование этому положению стоят два из известных и признанных четырех мазхабов – шафиъиты и ханбалиты. В подтверждение этого своего положения они приводят в качестве аргументов несколько хадисов.

Первый аргумент:

Передается от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анхума:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, когда начинал намаз, поднимал обе руки до уровня своих плеч и произносил такбир. Затем, когда произносил такбир для рукуъ и когда поднимал голову из рукуъ, вновь также поднимал обе руки и произносил: «Самиъаллаху лиман хамидах, Раббана ва лакал хамд». В саджде он так не делал».

Передали Бухари и Муслим.

Шафиъиты, ханбалиты и их сторонники утверждают, что в этом сахих (достоверном) хадисе ясно видно, что поднятие рук перед рукуъ и после него является сунной Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам!

Второй аргумент:

Передается от Нафиъ радияллаху анху:

«Ибн Умар радияллаху анху если видел человека, не поднимавшего руки при совершении рукуъ и возвращении из него, бросал в того камень».

Передал имам Бухари.

Это предание также подтверждает приведенный выше смысл. Шафиъиты, ханбалиты и их сторонники говорят, что из этого предания ясно видно, как Абдуллах ибн Умар радияллаху анху не только сам следовал этому положению, но старался, чтобы и другие мусульмане подчинялись ему.

Ханафитские улемы говорят: «Мы тоже хорошо знаем, что приведенные вами предания действительно существуют и что они весомы. Все же прежде, чем следовать этим хадисам, мы глубже изучили и другие хадисы и пришли к иному решению. Давайте для начала обсудим хадис, переданный от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху».

Передается от Муджахида радияллаху анху:

«Я совершал намаз за Ибн Умаром. Так он не поднимал своих рук, кроме как при первом такбире намаза».

Передали Тахави, Ибн Абу Шайба и Байхаки.

Если мы изучим первые два из приведенных хадисов вместе с третьим, станет ясно, что первоначальное положение о поднятии рук перед рукуъ и после него было отменено (стало мансухом[1]). То есть это положение соблюдалось определенное время, а затем оно было отменено.

Абдуллах ибн Умар радияллаху анху видел, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам поднимал руки при совершении рукуъ и возвращении в исходное положение, посему он сам соблюдал это и призывал соблюдать других. Но позднее, когда это положение стало мансухом, он перестал делать это.

 И вы, уважаемые ханбалиты, шафиъиты, и вы – их единомышленники в этом вопросе, и мы – ханафиты, единодушно договаривались принимать за основу деяние содвижника, то есть если он сам совершает что-либо вопреки переданному им самим хадису. Ибо сподвижники никогда бы не стали поступать вопреки переданному ими хадису, если бы устнавливаемое им положение не было отменено. В частности, Абдуллах ибн Умар радияллаху анху был сподвижником, выделявшимся тем, что во всем без исключения – в малом и большом – в точности следовал Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Также общеизвестно, что он в точности следовал Пророку саллаллаху алайхи васаллам даже в тех делах, следовать которым не считалось обязательным. И такой человек никогда бы не поступил вопреки хадису, который передал сам, если бы не утвердился насх[2] – отмена положения хадиса, и не перестал бы поднимать руки перед совершением рукуъ и после.

 Третий аргумент: В хадисе, переданном от Али ибн Абу Талиба радияллаху анху имамом Абу Давудом, имамом Тирмизи, имамом Насаи, имамом Ибн Маджа в его «Сунане», имамом Бухари в его трактате «Рафъул йадайни фис солати» и имамом Тахави в «Мушкилул осор», сказано так:

«Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вставал на намаз фард, Он произносил такбир и поднимал обе руки до уровня плеч. То же самое он делал, когда, завершив кираат, собирался совершить рукуъ и когда поднимал голову из рукуъ. Он не поднимал рук, сидя в намазе. И когда он вставал из двукратной саджды, также поднимал обе руки и произносил такбир».

На этот аргумент ученых шафиъитского и ханбалитского мазхабов ответ таков: мы хорошо знаем, что это предание является утвердившимся. Однако есть предание, в котором рассказывается, как тот же почтенный Али ибн Абу Талиб радияллаху анху совершал противоположные описанным действия. Было бы приемлемо вынести окончательное решение (положение) с учетом и этого хадиса.

Передается от Асима ибн Кулайба, он – от своего отца:

«Али радияллаху анху поднимал обе руки при первом такбире намаза. Затем он не поднимал их».

Передали Тахави и Ибн Абу Шайба.

Передается от Абу Исхака:

«Товарищи Абдуллаха [ибн Масъуда] и Али не поднимали обе свои руки, кроме как в начале намаза».

Передал Абу Бакр ибн Абу Шайба.

 И это тоже указывает на то, что положение, по которому поднимались руки перед и после рукуъ, действовало определенное время, а затем стало мансухом (было отменено). Иначе такой великий сподвижник, как Али радияллаху анху, не стал бы совершать действий, противоречащих им самим же переданному хадису от Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Вместе с тем почтенный Али радияллаху анху обучал своих учеников – молодых сподвижников и табиъинов[3] – не поднимать руки перед и после рукуъ. Ведь это также не могло произойти само по себе.

Хадис, который шафиъиты, ханбалиты и их единомышленники приводили как доказательство в пользу своего иджтихада, в действительности является большим веским аргументом против них самих. Ибо поднятие рук перед и после рукуъ они категорически относят к деяниям сунна, но умалчивают о поднятии рук при вставании из саджды. А между тем в хадисе упомянуты все эти три действия. Само собой возникает весьма уместный вопрос: «Почему же вы, соблюдая одну часть хадиса, не соблюдаете другую его часть?»

О поднятии рук после совершения саджды и еще в некоторых других случаях упоминается и в других хадисах. Уже само это является доказательством тому, что прежде поднятие рук существовало и при других, кроме такбирул ихрам, действиях в намазе, но потом это было отменено. Выходит, что ханафиты приняли эту истину целиком, тогда как шафиъиты и ханбалиты приняли лишь одну ее часть, не приняв части касательно действий перед и после рукуъ.

Ханафиты точно таким же образом дают опровержения на каждый аргумент противоположной стороны. Мы же ограничимся приведенными примерами и рассмотрим два хадиса о том, как этот вопрос обсуждался в прошлом.

Передается от Мугийры радияллаху анху:

«Я сказал Ибрахиму: «Что ты скажешь по поводу хадиса Ваила, который говорил: "Я видел, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам поднимал руки, когда начинал намаз, когда совершал рукуъ и когда поднимал голову из рукуъ"?». Так он [Ибрахим] сказал: "Если Ваил увидел один раз, то Абдуллах видел пятьдесят раз, как он [Пророк саллаллаху алайхи васаллам] не делал этого"».

Передал Тахави.

Очевидно, что сторонники утверждения «Перед совершением рукуъ и после него руки поднимаются» приводили в качестве аргумента хадис от Ваила ибн Худжра радияллаху анху. И когда об этом было сказано одному из великих табиъинов Ибрахиму ан-Нахаъи радияллаху анху, в качестве опровержения этого утверждения он привел хадис Абдуллаха ибн Масъуда ­радияллаху анху и чтобы подчеркнуть, какой из хадисов больше заслуживает принятия, он упомянул о соотношении состояний сподвижников, передавших их. Хорошо известно, что после уверования Ваил ибн Худжр радияллаху анху находился при Посланнике Аллаха саллаллаху алайхи васаллам только одну неделю, пока учился совершать намаз, а затем вернулся к себе на родину и больше Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не видел. Кроме того, Пророк саллаллаху алайхи васаллам в целях обучения относился к нему по-особому.

Что касается Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анху, передавшего хадис о том, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал намаз не поднимая рук перед и после рукуъ, то он был в числе самых первых уверовавших сподвижников, неотлучно пребывавших с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам до конца его пророческой жизни. Безусловно, Абдуллах ибн Масъуд знал намного больше, чем Ваил ибн Худжр радияллаху анху.

Второй пример. Имам ал-Хариси в своей книге «Муснад» приводит переданную от Суфяна ибн Уяйны радияллаху анху такую дискуссию, состоявшуюся между имамом Абу Ханифой и имамом ал-Авзаъи:

«Имам Абу Ханифа и имам ал-Авзаъи встретились у пшеничных лавок в Мекке. Ал-Авзаъи спросил у Абу Ханифы:

– Почему вы не поднимаете рук перед и после рукуъ?

Абу Ханифа ответил:

– Потому что об этом от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ничего достоверного (сахих) не было.

– Как это нет ничего достоверного? Ведь как мне передал аз-Зухри от Салима, а он – от своего отца, а тот от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, он саллаллаху алайхи васаллам поднимал обе руки перед началом намаза, перед совершением рукуъ и по возвращении из него (в исходное положение)! – сказал ал-Авзаъи.

Тогда Абу Ханифа сказал:

– Как передал мне Хаммад от Ибрахима, тот – от Алкамы, а он – от Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анхум, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не поднимал рук, кроме как перед началом намаза.

Ал-Авзаъи сказал:

– Я же тебе передаю хадис от аз-Зухри, от Салима, от Пророка саллаллаху алайхи васаллам, а ты мне говоришь: «Хаммад передал хадис от Ибрахима?!».

На это Абу Ханифа сказал:

– Хаммад знал фикх больше, чем аз-Зухри. А Ибрахим знал фикх больше, чем Салим. Ибн Умар, хоть и обладал достоинствами сахабия, в фикхе Алкама не уступал ему. У ал-Асвада очень много достоинств. У Абдуллаха ибн Масъуда достоинств много в фикхе и кираате. Он обладает преимуществом как сподвижник. С детского возраста он постоянно находился при Пророке саллаллаху алайхи васаллам. Он имеет больше достоинств, чем Абдуллах ибн Умар.

И тогда ал-Авзаъи умолк».

Следовательно, и Абу Ханифа рахматуллахи алайхи, и его последователи извлекали шариатские положения не откуда-нибудь, а из Куръана и Сунны. Они вели более глубокие научные поиски, чем другие. Они рассуждали даже о таких тонких вопросах, о которых не рассуждали муджтахиды других мазхабов.

 
 
 


[1]Мансух () – досл. «удаленный», «стертый», аннулированный»; шариатское положение (исходящее из аята или хадиса), которое было отменено последовавшим за ним другим шариатским аргументом.

[2]Насх () – досл. «удаление», «стирание». Насих () – досл. «удаляющий», «стирающий»; в терминологии шариата «отменяющий» – шариатское доказательство, отменившее предыдущее шариатское положение.

[3]Табиъин – досл. «последователь»; следующее после сподвижников поколение мусульман.

Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
Передается от Абу Барзы радияллаху анху.В намазе фаджр Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал кираат от шестидесяти до ста аятов,.Передали оба читать полностью

576 09:30 / 09 январь
..Арабское слово .завадж, означает .соединение, .присоединение, .объединение,.В Куръане сказано .И сказали Мы .О Адам Поселись в раю вместе с женой своей и ешьте из читать полностью

794 12:15 / 23.01.2019
..О женщинах, с которыми запрещается вступать в брак по причине молочного родства, упоминается в том же айате, где сказано ....и ваши молочные матери, и ваши молочные читать полностью

645 11:00 / 12.04.2019
..Суждения факихов о браке могут разниться в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, например, когда коголибо охватывает сильное желание удовлетворить свою читать полностью

843 18:00 / 06.12.2018
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью