Здесь имеется в виду искажение слов, в результате которого изменяется смысл произносимых фраз. Примером может служить такой случай, когда послание читается не так, как оно было написано, или же вопреки обычной практике словоупотребления. Если при заключении брака кто-нибудь намеренно неверно произнесет необходимые слова, просто искажая их и не придерживаясь соответствующего намерения, такой брак не будет считаться действительным, поскольку в подобном случае произносимые слова не могут считаться ни истиной, ни иносказанием. Это значит, что они являются не более чем ошибкой и не имеют отношения к предмету разговора, в силу чего их вообще не следует принимать во внимание.
Нет никаких сообщений о том, какого мнения по этому вопросу придерживались улемы. Шафииты ясно заявляли, что не будет никакого вреда, если во время бракосочетания простой человек неправильно произнесет некоторые слова, но вместе с тем настаивают на том, что при заключении брака следует произносить только такие слова, которые используются в подобных случаях.
Разрешается произносить любые слова, используемые для обозначения бракосочетания, при том условии, что представители обеих сторон и свидетели поймут их только так и не иначе. Кроме того, шафииты ясно заявляли, что каждый человек, заключающий договор, дающий клятву или передающий что-либо в вакф, может использовать слова, которые в силу обычая являются общеупотребительными. Шафииты также заявляли, что в некоторых случаях ошибки и искажения не следует принимать во внимание. Так, они считали, что будет иметь законную силу развод, который дает жене муж, произносящий слова в искаженном виде, и говорили, что в случае развода, равно как и заключения брака, серьезно следует воспринимать все независимо от того, всерьез это говорится или в шутку. Шафииты выносили фетвы, согласно которым развод будет иметь законную силу, если мужчина скажет: «Я должен развестись», поскольку в подобных обстоятельствах законность развода определяется законностью условия и это равносильно такому случаю, когда муж говорит: «Если ты поступишь так-то, с тобой будет то-то». Они считали, что это касается и таких случаев, когда мужчина говорит: «Развод станет для меня обязательным, я не сделаю этого», хотя это является явной ошибкой как с точки зрения языка, так и с точки зрения шариата. Однако, если не принимать в расчет подобные грубые ошибки, не следует принимать в расчет и сам предмет нашего разговора, поскольку такие ошибки получили повсеместное распространение. Но если некоторые улемы считали, что неправильное чтение отдельных букв не делает недействительной даже молитву, поскольку это получило широкое распространение, то тем более это касается заключения брака в таких случаях, когда те или иные необходимые фразы произносятся неправильно.
Из книги “Ханафитский фикх: семейно-брачные отношения”
..