33. Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поистине, Аллах простил моей умме ошибку, забывание и то, к чему были принуждены».
Передал Ибн Маджа.
Пояснение: Этот священный хадис передан от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху. Познакомимся с биографией этого человека.
Его имя Абдуллах, отца звали Аббас ибн Абдулмутталиб, мать — Умму Фазл Лубаба бинти Харис. Он родился за три года до хиджры, когда мушрики рода Курайшитов держали Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и мусульман под бойкотом, в материальной и духовной изоляции в горах Мекки. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам просил в своей молитве: «О Господь мой, обучи Абдуллаха ибн Аббаса мудрости». Ибн Аббас видел, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам много упоминает его в своих молитвах, понял, что он рожден для получения знаний и принялся за изучение наук. Несмотря на свой юный возраст, он выучил очень много хадисов и аятов.
Позже люди убедились в том, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не зря говорил о нем: «Ибн Аббас — океан знаний этой уммы».
Когда умер Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, Ибн Аббасу было 13 лет. Если он узнавал о человеке, выучившим хадис, сразу шел к нему домой.
Убайдуллах ибн Абдуллах говорил: «Ибн Аббас превзошел людей во многих качествах. Ему не было равных в знаниях. В вопросах фикха всегда опирались на его мнение. Ему не было равных также в добронравии и благородстве. Нельзя было найти человека, знавшего хадисы Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам лучше него или лучше него понимавшего вопросы фикха».
Ибн Аббас радияллаху анху хорошо знал не только науку о хадисах, но и Куръан, фикх, арабскую поэзию. Вокруг него всегда было много людей, стремившихся к знаниям.
Передав 1660 хадисов, Ибн Аббас стал пятым среди сподвижников по числу переданных хадисов. Он умер в 68 году хиджры в возрасте 71 года.
В этом хадисе говорится о величайшей милости Аллаха, проявленной к умме Мухаммада, а именно о том, что мусульманин не несет ответственности за грехи, совершенные не по своей воле. Этот хадис заключает в себе огромный смысл — он дает истинный критерий для выяснения виновности или невиновности человека. Ученые-факихи широко использовали этот хадис при разработке хукмов (положений) фикха.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорит о том, что Всевышний Аллах простил Его умме три вещи:
1. Ошибку, то есть совершение чего-либо по незнанию. К примеру, человек совершает что-то, думая, что это дозволено, но потом узнает о том, что это запрещено шариатом. Точно так же, если что-либо совершается с одним намерением, а получается наоборот. Например, произведенный с целью охоты на животных выстрел может случайно поразить человека. В таких ситуациях человек совершает ошибку, которая прощается ему, поскольку это произошло не по его воле.
Если совершенная ошибка относится к Самому Аллаху субханаху ва таъала, то она прощается полностью. Если же она затрагивает права других людей, то она смягчается. К примеру, если человек случайно убил кого-то выстрелом на охоте, как говорилось выше, то он не должен платить своей кровью за кровь, а выплачивает кровные отступные (выкуп по требованиям шариата).
2. Забывание, то есть совершение чего-либо запретного по забывчивости. К примеру, если человек поклялся не совершать чего-то, но, забыв о клятве, все-таки совершил, это не считается грехом. Если в результате ошибки и выпадения из памяти кому-либо нанесен материальный ущерб, он должен быть компенсирован. Если какое-то указание не исполнено по забвению, оно должно быть выполнено сразу же, как человек вспомнит о нем. Например, если кто-то забыл о намазе, он должен сразу же его совершить, как только он вспомнит о нем.
3. «Деяние, совершенное по принуждению», то есть если кого-то другие люди вынудят совершить грех, то он не станет грешником из-за этого. Грешниками становятся те, кто принудил его к этому. Например, принуждение кого-то прервать пост, препятствование совершению намаза и т.п.
Шариатом признается в качестве вынужденного положения только наличие реальной угрозы смерти или причинения тяжкого вреда какому-то органу или части тела человека. Принуждение с более легкой степенью угрозы не оправдывает и не дозволяет совершение греховного деяния. Оправданием не могут служить и такие вещи, как понижение зарплаты или увольнение с работы и тому подобное.
Кроме этого, в других хадисах оправданием греховного поступка признается также ситуация, когда человек проспал определенный момент времени. Скажем, если человек проспал время намаза, он совершает его, когда проснется.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Ислам — это религия облегчения.
2. Грех, совершенный по ошибке, прощается.
3. Грех, совершенный из-за выпадения из памяти, прощается.
4. Грех, совершенный по принуждению, прощается.
Все это — великая милость Всевышнего Всевышнего Аллаха, проявленная по отношению к мусульманам. Всевышний Аллах имеет полное право считать деяния, совершенные при указанных условиях, грехом, если Он этого пожелает. Однако, не желая трудности для своих рабов, Он дарует прощение.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.