1442 йил 13 сафар | 2020 йил 01 октябрь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Хадис

Хадисы и жизнь. 1. Введение. Предисловие

11:45 / 30.10.2018 1877 Режим чтения + -
..

С помощью Всевышнего Аллаха начинаем публикацию первого джуза (тома) многотомного труда «Хадисы и жизнь» известного выдающегося исламского ученого и деятеля Шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа рахимахуллах. «Хадисы и жизнь» — серия книг избранных хадисов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам с комментариями к ним. Данное издание по сути есть большой энциклопедический труд и по мнению экспертов, подобных ему произведений не издавалось за последние несколько столетий.  Представляемая книга является переводом первой, вводной части многотомного труда и вбирает в себя все основные сведения о хадисах и мухаддисах, о которых должны знать мусульмане. Книга уже была издана несколько лет тому назад в Узбекистане, а затем и в России. В данной публикации представляется отредактированная версия книги.

Да воздаст Всевышний Аллах великими наградами автору книги и тем, кто подготовил ее. Аминь!

 

بسم الله الرحمن الرحيم

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО

Предисловие

Да будут нескончаемые восхваления и восславления Мудрому и Всемогущему Аллаху, каждое из действий Которого наполнено величайшим замыслом и мудростью!

Да будут благословения и приветствия Пророку  Мухаммаду, обучившему свою умму[1] мудрости по велению своего Господа!

Да будет доволен Аллах близкими и сподвижниками Посланника саллаллаху алайхи васаллам[2], которые довели его хадисы[3]до исламской xe "óììû" уммы!

Да проявит милосердие Аллах к улемам за их выдающиеся заслуги по доведению до нас, мусульман, и разъяснению нам хадисов Пророка саллаллаху алайхи васаллам!

Дорогие читатели!

По милости Всевышнего Аллаха и благодаря усилиям Его искренних рабов мы счастливы представить вам долгожданную серию книг «Хадисы и жизнь». Данная серия представляет собой современное толкование хадисов всеми нами любимого Пророка Мухаммада Мустафа алайхиссалам[4], включенных в наиболее авторитетные сборники избранных хадисов.

После того, как вашему вниманию было представлено многотомное издание «Тафсири Хилал»[5], я, имея намерение написать аналогичный труд по хадисам, полагаясь на помощь Всевышнего Аллаха и моля о ней, приступил к осуществлению этого нелегкого и почетного дела.

Несомненно, я решился начать это крайне ответственное дело только после того, как посоветовался со своими учителями, братьями из числа ученых-мухаддисов[6], получил благословение почтенных набожных людей, а самое главное — неоднократно посетил могилу Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в Лучезарной Медине, подолгу пребывая возле нее в уединении и совершая намаз истихара[7].

В процессе написания серии книг «Хадисы и жизнь» особое внимание уделялось изложению их на простом, понятном для большинства людей языке. Наряду с этим я постоянно помнил о необходимости соответствия этих книг распространенному уже в течение многих веков у нас[8] религиозно-правовому мазхабу[9]Ханафийа.

Несомненно, одной из главных целей данного труда являлось доведение до нашего народа ниспосланной Аллахом и привитой нашей умме Пророком саллаллаху алайхи васаллам «золотой середины» — умеренности в Исламе. С этой же целью в нем опровергнуты убеждения некоторых групп и течений, изложена неправильность их утверждений. При рассмотрении хадисов, не принятых в нашем мазхабе, оговорено, в каком мазхабе в качестве аргумента применяется данный хадис, и разъяснены причины, по которым он не распространен в мазхабе Ханафийа. В некоторых случаях, когда в комментируемом тексте не приведен аргумент ханафитского мазхаба, такой аргумент (доказательство) заимствован из других книг и дан в соответствующем месте. Там, где это требуется, изложены правильные, соответствующие шариату, подтвержденные аргументами положения (ахкам)[10] по проблемам, которые в силу различных факторов сегодня распространились в среде мусульман и вызывают беспокойство многих людей. Также даны разъяснения по поводу того, что внутримусульманские разделения и разногласия являются неуместными и пагубными.

В соответствии с требованиями шариатских[11] фатв[12] о необходимости цитирования арабского текста в неарабских книгах, где представляется перевод смыслов аятов Священного Куръана и благородных хадисов, а также комментариев к ним на иных языках, арабские тексты цитируются пронумерованными. Это сделано еще и с намерением оказать помощь некоторым знающим арабский язык читателям и сохранить святость оригинального текста. Вслед за арабским текстом представлен почти дословный смысловой перевод хадиса. Далее, при толковании хадиса, как предписывает традиция ученых прошлого, приведены краткие биографические сведения о каждом сподвижнике-равийе[13], передавшем конкретный хадис. Нуждающиеся в пояснениях термины и слова из хадиса таковыми сопровождены. После этого дается общее толкование хадиса. Изложены вытекающие из хадиса шариатские положения. Сведения о той пользе, которую мы извлекаем из конкретного хадиса, также перечислены в пронумерованном порядке. Особое внимание уделено толкованию каждого хадиса в увязке с нашей сегодняшней действительностью. Многие современные научные открытия подтверждают те истины, которые высказаны несколько веков назад в аятах Священного Куръана и хадисах Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Местами упомянуты и некоторые такие научные открытия, подтверждающие смысл хадисов.

Книги, или так называемые джузы (части) в данной серии книг, в основном составлялись согласно соответствующей рассматриваемой в них тематике. К примеру: «Книга о чистоте», «Книга о еде и питье», «Книга о добре и нравственности», «Книга о посте» и так далее. В целом, серия книг «Хадисы и жизнь» состоит из тридцати девяти джузов (частей). В этих книгах можно найти ответы на все основные вопросы, встречающиеся в жизни мусульман, или, по крайней мере, получить направляющую информацию.

Немудрено, если это поможет найти ответы на воп-росы, волнующие большинство людей, а также позволит предотвратить возникновение проблем, имевших место и в других краях, либо проблем, которые могут иметь место в нашем обществе в будущем.

В освещении каждой темы наряду с многотомными первоисточниками использовано также множество источников, специально посвященных рассматриваемым вопросам. Наконец, начатое 26 июля 1996 года дело по милости Всевышнего Аллаха и с Его помощью было завершено в девять часов девять минут утра в среду, 10 июля 2002 года[14].

Наряду с выражением своей безграничной благодарности Величайшему и Всезнающему Аллаху, удостоившему меня этой чести, также считаю своим долгом выразить признательность и всем тем, кто оказал мне посильную помощь в этом деле. Конечно, я не могу перечислить здесь всех этих людей по именам. Но на мне долг всю жизнь молиться за этих благородных людей.

Представляя уважаемому читателю первый джуз книги «Хадисы и жизнь» под названием «Мукаддима» («Введение»), хотелось бы подчеркнуть, что при издании данной книги было отдано предпочтение осуществлению этой задачи именно на нашей любимой Родине. В свою очередь, это подразумевает необходимость выражения особой благодарности тем, кто проявлял и проявляет самоотверженность в решении вопросов, связанных с изданием настоящей книги, и тем, кто старается помочь в издании последующих томов.

Мы были бы счастливы, если бы смогли послужить соотечественникам, проживающим сегодня в нашей независимой стране — родине великих мухаддисов, внеся свой скромный вклад в науку хадисоведения — науку, прославившую их страну и их самих.

Дорогие читатели! Если в процессе чтения книг серии «Хадисы и жизнь» вы найдете в них полезное для себя, то это от милости Всевышнего Аллаха, если же обнаружите недостатки, то отнесите их к упущениям вашего покорного слуги, кому, как человеку, свойственно ошибаться.

Нуждающийся в прощении своего Господа

 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

27 Рамадана, 1423 г.х. – 2 декабря 2002 г.

 

____________________________________________

[1] Умма — сообщество людей, объединенных по религиозному, национальному, ‎географическому или иному признаку. Когда говорится мусульманская умма или умма Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, то подразумеваются все уверовавшие в него и последовавшие его учениям правоверные.

[2] Саллаллаху алайхи васаллам — Да благословит его Аллах и приветствует; молитва-пожелание произносится (пишется) при каждом прямом или косвенном упоминании Посланника Аллаха cаллаллаху алайхи васаллам. Под «благословением» Аллаха здесь понимается хвалебное поминание Аллахом Своего Посланника перед приближенными ангелами; также Аллах ниспосылает ему Свои приветствия.

[3] Хадис (حديث) — досл. «разговор», «рассказ»; под хадисом понимаются слова, высказанные Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. В терминологии улемов хадис включает в себя информацию о высказываниях, действиях и одобрениях (такрир) Пророка саллаллаху алайхи васаллам. См. пояснение далее по тексту.

[4] Алайхиссалам — досл. «мир ему»; молитвенное приветствие, употребляемое в отношении всех пророков Аллаха.

[5] «Тафсири Хилал» — многотомный труд автора, тафсир Священного Куръана (смысловой перевод и толкование аятов Куръана на узбекском языке). Первое издание многотомника состояло из 22-х томов.

[6] Мухаддис — ученый, обладающий глубокими знаниями в области хадисоведения.

[7] Истихара ( الاستخارة‎‎) — добровольный (нафл) намаз из двух ракъатов, после совершения которого мусульманин, колеблющийся в выборе решения, просит Аллаха помочь сделать наиболее приемлемый выбор, принять правильное решение.

[8] Автор настоящей книги родился и жил в Узбекистане, и слова «у нас», «наша страна», «наш народ», «наша Родина», «наша земля» относятся к этой стране, как исторически, так и территориально.

[9] Мазхаб — направление религиозно-правовой школы в Исламе. Мазхабы в Исламе различаются по вероубеждению и фикху. Мазхабы по фикху представляют собой основные направления правовой школы, обособившиеся по своему своду шариатских положений. Основными признанными мазхабами фикха являются мазхабы Ханафийа, Маликийа, Ханбалийа и Шафиъийа, которые в вопросах вероубеждения (акийды) объединены в один мазхаб по вероубеждению — мазхаб Ахлус сунна вал джамаъа. Ахлус сунна вал джамаъа — букв. «Люди сунны и общины»; т. е. представители основных мазхабов суннитов, ‎которых отличает вера в законность первых четырех халифов, в достоверность хадисов и которые составляют ‎подавляющее большинство мусульман мира.

[10] Ахкам — форма мн.ч. от хукм — решение, положение в шариате.

[11] Шариат — свод религиозных положений и предписаний.

[12] Фатва — решение по конкретному вопросу шариата, выносимое улемом-муфтийем, т.е. правомочным на дачу фатвы ученым.

[13] Равий — сподвижник, от которого передается хадис, то есть тот, кто стоит в начале цепочки передававших хадис людей.

[14] Подразумевается завершение составления всей этой серии книг на узбекском языке.

..
Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
..Абу Саъид сказал, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал .Тому, кто не проявляет милосердия, будет отказано в милосердии,.Жарир ибн Абд Аллах сказал, что читать полностью

1152 17:45 / 19.01.2019
АлАсвад радияллаху анху сказал .Я спросил Аишу радияллаху анха .Что делал Пророк саллаллаху алайхи васаллам, когда находился в семейном кругу, Она ответила .Он читать полностью

1091 09:30 / 01 январь
Джабир ибн Абдуллах радияллаху анху поведал, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал .Страшитесь несправедливости. Несправедливость появится в виде тьмы в читать полностью

1144 09:30 / 07.11.2019
Зайд ибн aposАслам родияллоху анху поведал со слов своего отца, что aposУмар родияллоху анху говорил с минбара .О люди Улучшайте ваши дома и испугайте этих домашних читать полностью

1096 09:30 / 28.09.2019
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью