Дорогой читатель, для того чтобы еще яснее понять суть Божественного руководства, которое вы собираетесь изучить и для описания которого не хватит слов, давайте обратим все наше сознание во внимание и сосредоточенность, обратимся к тому, кто принял данную книгу от Всевышнего Аллаха, и попросим его описать ее. Этот достойный человек отвечает на наш вопрос посредством благородного хадиса, переданного имамом Тирмизи от ал-Хариса ал-Аъвара радияллаху анху. В этом хадисе ал-Харис ал-Аъвар говорит следующее:
«Я прошел через мечеть. Смотрю, люди погрузились в различные разговоры. Тогда я зашел к Али радияллаху анху и сказал:
— О амирал муъминин ! Разве не видите, что люди погрузились в разные разговоры?
— Неужели они делают так? — спросил он.
— Да, — сказал я.
Он сказал:
— Но я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Знайте же, воистину, будет фитна!”, и я спросил: “Что же будет выходом из нее, о Посланник Аллаха?”. Он саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Книга Аллаха. В ней есть сведения о том, что было до вас, и сообщение о том, что будет после вас, и решение тех вещей, что среди вас. Она различающая, она — не шутка. Если кто оставит ее, страшась какого-либо угнетателя, то Аллах сломает его хребет. Кто станет искать хидаю у другого, помимо нее, Аллах введет его в заблуждение. Она — прочная вервь Аллаха. Она — мудрое напоминание. Она — сиротул мустакийм. Она — то, посредством чего не оступаются, следуя хаваун нафсу . Она — то, чем языки не путаются. Она — то, чего всегда жаждут и чем не насытятся ученые. Она — то, что не стареет при многократном повторении и чьи чудеса не кончаются. Она — то, о чем джинны сказали сразу же, как только услышали: «Воистину, мы услышали удивительный Куръан, он наставляет на праведный путь». Кто говорит посредством нее, тот станет правдивцем. Кто следует ей, тот получит награду. Кто выносит решение посредством нее, тот поступает справедливо. Кто призывает посредством нее, тот наставляется на правильный (прямой) путь”.
Затем он [Али] сказал:
— Возьми их, о Аъвар!».
В этом благородном хадисе со слов почтенного Али радияллаху анху детально повествуется описание Священного Куръана. Дорогой читатель, давайте по мере наших возможностей рассмотрим это пророческое описание.
Всеми любимый Пророк, путеводитель и заступник (обладатель права шафаата ) Мухаммад Мустафа саллаллаху алайхи васаллам предупреждает свою умму о грядущем возникновении смуты в период после его эпохи.
А такой великий человек и ученый сподвижник, как почтенный Али, поясняет, что погружение людей, сидящих в мечети, в различные никчемные разговоры и есть та смута, от которой предостерегал Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Теперь давайте cопоставим описание этого явления с нынешним положением. Разве смута нашего времени не больше в сто миллионов раз, чем фитна, которой опасался почтенный Али радияллаху анху?! Разве не оставлены полностью учения Ислама, Куръана, а люди уже столько веков не погружены всецело не только в различные никчемные разговоры, но даже и во все существующие мирские грехи, запретные действа, не преданы распутству, неверию и раздорам?!
Услышав от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам предупреждение о смуте, почтенный Али радияллаху анху сразу же спросил о пути выхода из нее. Если у него возникала потребность в этом пути спасения один раз, то сегодня мы с вами нуждаемся в этом пути в сто миллионов раз больше.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам, предостерегая мусульман от смуты, указал также и путь выхода из нее. На вопрос почтенного Али радияллаху анху:
«Что же будет выходом из нее, о Посланник Аллаха?»
Он саллаллаху алайхи васаллам ответил: «Книга Аллаха».
Нет сомнения в том, что в наши дни мусульмане столкнулись с фитной. Да, сегодня мусульмане претерпевают фитну, с которой еще не сталкивались за всю свою долгую историю. Сегодняшние мусульмане на немыслимое расстояние удалены от веры и убеждения, религии и вероисповедания, Куръана и шариата. Они, несмотря на то что число их велико, ни в одной точке земного шара не справляются с тем, что вверил им Всевышний Аллах. Мусульмане, которые должны предводительствовать, наставляя весь мир на праведный путь, сами впали в жалкое состояние, отстав от всех, и идут на поводу у других. Словом, мусульмане со всех сторон столкнулись с невиданной доселе фитной. Они обязаны освободиться от этой фитны. А выход из нее, как подчеркивается в благородном хадисе любимого Пророка Всевышнего Аллаха Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, осуществляется только посредством Книги Всевышнего Аллаха. Да, чтобы выйти из этой великой фитны, каждый мусульманин в отдельности и все мусульмане вместе должны вернуться к Священному Куръану — Книге Аллаха азза ва джалла, обязаны крепко держаться за нее. Для этого же необходимо укреплять веру в Священный Куръан, прилежно изучать каждую его букву, а самое главное, нужно полностью, не отклоняясь, следовать Куръану. Лишь тогда можно выйти из фитны, найти путь благоденствия и достигнуть высшей цели. Да, только тогда, когда мусульмане будут полностью и неуклонно следовать Священному Куръану, они смогут достичь своих высших целей и выйти из сегодняшней смуты. Такова рекомендация Пророка мусульман саллаллаху алайхи васаллам. Также Пророк саллаллаху алайхи васаллам подробно описывает и поясняет, почему Священный Куръан является путем выхода из фитны. Об этом он говорит своей умме следующее:
1. «В ней есть сведения о том, что было до вас...».
Да, в Священном Куръане существуют сведения о том, что было до мусульманской уммы, до уммы Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Причем это самая достоверная, самая правильная, самая поучительная информация. Мусульманам необходимо читать и получать сведения о событиях, имевших место до них, изучать их и извлекать поучения из этого. В этих сведениях сообщается о том, что неверных, грешников, многобожников (мушриков ), ослушников, лицемеров и непокорных непременно постигнет погибель. Мусульмане должны понимать это как назидательный пример и не приближаться ни к одному из деяний тех, кого постигла гибель.
В этих куръанических строках утверждается, что уверовавшие во Всевышнего Аллаха, в посланных Им пророков, в посланные Им книги и следовавшие установленному Им шариату достигали счастья обоих — этого и конечного — миров. Правоверные мусульмане должны извлекать поучения из этой истины, укреплять свою веру во Всевышнего Аллаха, Его последнего Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, последнюю и навечную книгу Господа миров — Куръан, и полностью следовать последнему, совершенному, безукоризненному божественному шариату.
В сведениях Священного Куръана об эпохах, которые были до нас, подчеркивается, что путь веры, путь Ислама — не простой путь, что на этом пути не разостланы ковры и не рассыпаны цветы, но на этом пути следует одолевать страсти нафса, любовь к мирскому, противодействия неверных, многобожников, лицемеров и других врагов религии, а также всякие преграды и трудности.
Уважаемый читатель! Мы с вами тоже обязаны извлекать поучения из этих куръанических сведений. Мы также должны быть готовы к каждой трудности, которую можем встретить на пути веры и убеждения, религии и справедливости, внедрения шариата в жизнь.
Дорогой и уважаемый читатель тафсира! О необходимости получения назидания из событий прошлого многократно утверждает каждый народ, каждая нация, каждое сообщество. Но эти поучительные рассказы отличаются друг от друга. Самыми правильными и самыми достоверными являются те исторические повествования, из которых должны получать наставления мы с вами, то есть правоверные мусульмане. Истории, которые нам следует рассматривать как пример для себя, рассказал Сам Всевышний Аллах — Владыка прошлого, настоящего и будущего. Если не мы, а другие захотят получить назидание от повестей прошлого, то столкнутся с ложью и неправдой, нововведением и предрассудками, всякими легендами и толками.
Сегодня существуют определенные категории людей, претендующие на обладание божественными книгами, в которых тоже имеются сведения о событиях прошлых эпох. Однако нынешнее состояние тех книг в корне отличается от того, в каком виде они были ниспосланы Всевышним Аллахом, так как они претерпели множество изменений, что не оставило в них первозданной божественной сущности. В частности, именно сведения о событиях прошлого претерпели рукотворные изменения. Поэтому ряд западных ученых, изучавших на научной основе исторические события прошлого и сопоставивших их со сведениями божественных книг, в том числе и с Куръаном, признали достоверность только Куръана и уверовали в него.
Да, уважаемый читатель тафсира, в этом мире только мы с вами имеем возможность получить правильную информацию об имевших место в прошлом событиях и полезное назидание от них. Давайте возблагодарим Всевышнего Аллаха за это и будем усердно изучать книгу нашего Господа.
Дорогой читатель! Да будет вам известно, что Священный Куръан содержит в себе не только истории о пророках и их народах, которые жили до нас с вами. Среди этих изложений есть сведения и о том, что Всевышний Аллах создал целую Вселенную из ничего и что Он создал все сущее, создал Адама Своими руками и сделал его Своим наместником на земле, создал из Адама же ему пару. Также повествуется об инциденте, произошедшем между Адамом алайхиссалам и шайтаном алайхи лаъна (да будет проклятье на нем), а также о многих других событиях. Знакомство с деталями тех событий, извлечение поучительных примеров из них и другие полезные результаты будут достигнуты посредством внимательного чтения, осознанного понимания, обсуждения с друзьями этой книги «Тафсир Хилал».
2. Есть «... сообщение о том, что будет после вас...».
Сведения в Священном Куръане о том, что будет после нас — уммы Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, это сообщения о событиях после наступления Судного дня, когда будут воскрешены все умершие, когда они прибудут на место всеобщего сбора, когда будут подсчитаны все их деяния, совершенные в этом мире, вплоть до последней крупинки, когда будут радоваться уверовавшие и совершавшие благие деяния, когда огорчатся неверные и совершавшие грехи, а также сообщения о весах, мосте, рае и аде, а также другие такого рода сведения. Уверование в эти сведения — один из столпов веры, обязательных для каждого мусульманина. Целью повествования об этих событиях в Священном Куръане, превращения уверования в них в один из столпов веры является призыв людей к ийману и Исламу. Человек, который получил сведения о Судном дне и относящихся к нему атрибутах из Слова Всевышнего Аллаха и уверовал в него, начинает жить, готовясь к тому дню. Он неукоснительно следует всему, что Всевышний Аллах приказал правоверным, и отдаляется от всего, от чего отвратил Всевышний Аллах.
Да, мой уважаемый собрат по вере, только мы с вами, мусульмане, знаем, что ждет нас впереди, веруем в это и уже сейчас готовимся к этому. Священный Куръан станет нам помощником в этом деле. Сколько бы мы ни гордились этим, все равно будет мало. Потому что у других такая возможность отсутствует. У них нет Куръана. Они не знают точно, что их ждет впереди. Именно поэтому они блуждают заплутавшими по различным дорогам заблуждений. А для нас этот вопрос решил Сам Всевышний Аллах. Нам с вами достаточно изучить это божественное решение, и не надо других хлопот. Для этого нам необходимо изучить Слово Господа, прилежно, с ихласом, в рамках обучающих ему занятий.
3. «...и решение тех вещей, что среди вас…».
Да, в Священном Куръане есть решение всего, что существует среди нас, мусульман. Каждое положение по всем существующим вопросам в Исламе имеет свои инструкции и правила. Мусульманин в каждой сфере своей жизни, в каждом деле, будь оно большим или малым, должен и обязан руководствоваться положениями (ахкам) шариата. Совершенно неприемлемо заявлять о своей принадлежности к Исламу и поступать при этом вопреки его положениям. Это противоречит не только шариату, Куръану и Сунне, но также и здравому смыслу.
Раз всякий правоверный мусульманин должен привести каждое свое деяние в соответствие с положением нашей священной религии, то что прежде всего нужно сделать для достижения этой цели? Несомненно, необходимо изучить эти положения. А это осуществляется посредством обретения религиозных знаний. Следовательно, когда мы с вами изучаем посредством «Тафсир Хилал» Слово Всевышнего Аллаха, мы выполняем именно такое деяние высшего уровня.
4. «Она различающая, она — не шутка».
Да, обладатель качества самого правдивого и честного, прозванный Мухаммад ас-Садык, наш правдивый Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам и в этих своих словах является Садыком — Правдивым.
Ибо Сам Господь миров, описывая Благородное Слово в суре «Тарик», молвит:
«Поистине, оно — действительно Слово различающее, и оно — не шутка!» (аяты 13—14).
Различающее свойство Священного Куръана — истинно. Он показал, различив по отдельности, каждую вещь. В частности, он отличил истинное от ложного, хорошее от плохого, полезное от вредного, халалное от харамного, благое от греховного, верующего от неверного, искреннего от лицемера (то есть мухлиса от мунафика ). И для того чтобы мы узнали эти отличия, не простые, а божественные — куръанические разделения, нам необходимо изучать Священный Куръан тщательным образом, проникнувшись и искренне.
Да, Куръан не шутка. В нем нет ни единого бесполезного, бессмысленного, лишенного мудрости слова. Каждое слово в Священном Куръане чрезвычайно серьезно, чрезвычайно полезно, чрезвычайно значимо и чрезвычайно мудро. Изучая Слово Всевышнего Аллаха, мы с вами всегда должны помнить об этих истинах. Только тогда мы сможем оценить по достоинству то, что изучаем.
5. «Если кто оставит ее, страшась какого-либо угнетателя, то Аллах сломает его хребет».
То есть если кто оставит Священный Куръан, боясь быть притесненным и преследуемым кем-то, Всевышний Аллах сломает хребет тому и сделает ни на что не годным, лежащим паралитиком. Это изречение, конечно же, является метафорой. У тех, кто в страхе перед каким-либо гнетом оставляет Куръан, не ломается хребет и их не парализует. Но они лишатся средства, которое в делах мирских и загробных ведет по прямой дороге и придает силы. Давайте не будем говорить о мелочах и рассмотрим пример глобального масштаба, происходящий на наших глазах. Исламская умма, которая, следуя Священному Куръану, предводительствовала во всем мире, в результате постепенного отдаления от учений Куръана потеряла свои позиции. А потом, в страхе перед различными силами, в частности, силами извне, оставила Куръан. Вследствие этого, в качестве подобающего наказания за такое преступление, Всевышний Аллах сломал этой умме хребет. С тех пор она простерлась без движения, уставившись глазами в небо. Эта умма многочисленна, ее богатства несметны, она расположена на самых удобных и богатых землях мира, но ее богатства уносят другие. А она ничего не может сделать. Так существует ли средство от такого недуга? Каким образом исламская умма может вновь восстановить свой позвоночный столб? Ответ — один. Это все излечивается Куръаном. Поэтому, дорогой читатель тафсира, нам следует получше изучить Куръан.
(Из книги «Тафсир Хилал»)