3. Передается от Анаса ибн Малика радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Не верует ни один из вас, пока я не стану любимее ему, чем его родители, его дети и все люди».
Передали оба шейха и Насаи.
Пояснение: Сам факт включения автором в книгу главы «О качествах совершенного иймана» говорит о том, что ийман может быть и несовершенным. Ибо, хотя в хадисах, приведенных в данной главе, буквально говорится как бы об отсутствии веры, но по смыслу речь идет не о всей вере, а о степени ее совершенства, ее полноте, то есть говорится об отсутствии полноты веры.
Рассказчиком первого хадиса данной главы является великий сподвижник Анас ибн Малик радияллаху анху. Давайте сначала познакомимся с ним:
Его имя — Анас ибн Малик ибн Назр Ансари Хазраджи Наджжари радияллаху анху, его кунйа — Абу Хамза. Его матерью была Умму Сулайм бинт Милхан. Когда ему исполнилось десять лет, его мать отдала его в слуги Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. С того дня он был рядом с Посланником Аллаха, который относился к Анасу ибн Малику не как господин к слуге, а заботливо, как отец к сыну.
Сам Анас ибн Малик радияллаху анху говорил: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам никогда не спрашивал, почему я сделал какое-нибудь порученное дело не так или не выполнил какой-либо работы, а говорил: “Будет то, что угодно Аллаху, и не будет того, что Аллаху не угодно”».
Передается от Саййара ибн Рабийъа:
«Анас ибн Малик радияллаху анху говорил:
— Однажды я с матерью пошел к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Когда моя мать сказала ему: “Помолитесь за своего слугу”, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам произнес: “О Аллах, приумножь его богатства, продли его жизнь и прости его грехи”».
Абу Хурайра радияллаху анху говорит: «Я не видел никого, кроме Анаса ибн Малика, чей намаз был настолько похож на намаз Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам».
Сумама ибн Абдуллах говорит: «Анас ибн Малик так долго стоял при совершении намаза, что из его ног текла кровь».
Когда Абу Бакр Сиддик радияллаху анху обратился за советом к Умару ибн Хаттабу радияллаху анху по поводу отправления Анаса в Бахрейн, почтенный Умар, учитывая богобоязненность Анаса и его длительное пребывание в обществе Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, похвалил его, сказав: «Он был из числа умных юношей».
Помимо битвы при Бадре Анас ибн Малик радияллаху анху участвовал во всех походах, которые совершались во главе Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. А в битве при Бадре ему не довелось участвовать, поскольку тогда он был еще слишком юного возраста.
Всего Анас ибн Малик радияллаху анху передал 2286 хадисов, заняв третье место после Абу Хурайры и Ибн Умара. От него хадисы передали Ибн Сирин, Собит Бунани, Катада, Хасан Басри, Зухри и другие.
В конце своей жизни Анас радияллаху анху поселился в Басре и умер там в 93 году хиджры. Его тело омывал Мухаммад ибн Сирин, а джаназу-намаз по нему совершил Катада ибн Мудрик. У Анаса ибн Малика была тросточка, оставшаяся от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, которую по его завещанию положили вместе с ним в его могилу.
Слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам «Не верует ни один из вас» в данном хадисе означают, что человек не сможет стать правоверным, обладающим совершенным, полным ийманом. Поскольку здесь речь идет не о вероубеждении, а о склонности. Если кто-либо возлюбит не только родителей или детей, но и любого другого человека больше, чем Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам по вероубеждению, то несомненно, он станет кафиром.
Любовь в данном хадисе — это не милосердие, проявляемое к родителям или к детям, и не любовь, испытываемая к какому-либо человеку (мужчины к женщине или наоборот). Любовь, о которой говорится в хадисе — это верность возлюбленному, готовность пожертвовать всем и стремление достичь его довольства, исполняя его указания. Следовательно, для правоверного человека Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в таком смысле должен быть дороже своих родителей, детей и всех остальных людей.
Один из ученых, Абу Зинад, разделяет понятие любви на три вида:
1. Уважение и почитание, в основном, проявляемые по отношению к родителям.
2. Милосердие, в основном проявляемое к детям.
3. Взаимное почитание прекрасных качеств, проявляемое к другим людям.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в этом хадисе подчеркивает, что только тогда, когда любовь к нему во всех этих трех проявлениях будет выше любви ко всем другим людям, ийман мусульманина станет совершенным. Если такая любовь должна была проявляться к его личности при жизни, то теперь мы должны испытывать ее и к его личности, и к его религии, и к его сунне.
Почтенный Умар радияллаху анху, услышав этот хадис и стремясь выразить свое отношение, сказал: «О Посланник Аллаха, Вы для меня дороже всех, кроме меня самого».
Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Если так, то этого недостаточно. Нужно, чтобы было дороже тебя самого». Тогда почтенный Умар сразу же сказал: «Дороже меня самого!», на что Пророк саллаллаху алайхи васаллам ответил: «Вот теперь достаточно, о Умар». Это означало, что теперь его ийман стал совершенным.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса, очевидны: для каждого правоверного мусульманина Пророк саллаллаху алайхи васаллам должен быть дороже всех.
Мудрость этого священного хадиса очень велика. Это не Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам нуждается в любви правоверных, а правоверные нуждаются в любви к нему. Любовь Пророка саллаллаху алайхи васаллам всегда приносила правоверным пользу и счастье. Известный сподвижник Амр ибн Āсс радияллаху анху говорит: «Никого я не любил больше, чем Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Никто в моих глазах не был столь величественным. Из-за того, что я очень сильно Его почитал, я не мог вдоволь насмотреться на Него».
Любовь почтенных сподвижников к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не имела аналогов в истории мира. Поэтому эти великие люди смогли в короткое время распространить Ислам во многие регионы мира и добились появления великой исламской культуры. Возвысив любовь к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, мусульмане твердо следовали его сунне и возвысились над всеми в мире. Когда же любовь к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам стала у них слабее, чем привязанность к мирской жизни с ее идеалами, обычаями и законами, они оказались позади всех.
4. Передается от него же:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Не уверует ни один из вас, пока не возлюбит для своего брата то, что любимо для себя».
Передали пятеро, кроме Абу Давуда.
Пояснение: Этот хадис также передан от Анаса ибн Маликарадияллаху анху. В нем также речь идет о совершенном иймане. Cодержание хадиса свидетельствует о том, насколько Ислам желает блага человечеству. Пожелание добра другим людям Пророк саллаллаху алайхи васаллам возвышает до уровня положения иймана. Он подчеркивает, что никто не сможет стать совершенным правоверным, пока не будет желать другим того же, что по нраву ему самому.
Да, мусульманин желает своим братьям все то, что он любит сам. Если он желает себе попасть в рай, то этого же он желает и другим. Не желающий себе попасть в ад мусульманин и другим не желает этого. Мусульманин стремится к этому всеми силами. Как желает он себе здоровья, счастья и процветания, так желает он этого и другим.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
Мы все должны стремиться к тому, чтобы желать другим того, что нравится нам самим.
Сегодня человечество как никогда нуждается в заключенной в этом хадисе великой мудрости. Мы понимаем, сколько бед обрушивается на мусульман в результате нашего отдаления от Ислама, Куръана и сунны Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. И в целом все человечество страдает от зложелательства, которое претворяется в злодеяния. Люди перестали желать друг другу блага, каждый стал думать только о своей личной выгоде, для достижения которой они готовы нести другим людям зло. Охватившие мир войны, кровопролития, угнетение, тирания и подлость происходят именно по этой причине. Для того, чтобы все встало на прежние места, мы должны твердо следовать этому хадису.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.