Передают со слов Абу Вакыда аль-Ляйси, да будет доволен им Аллах, что однажды, когда Посланник Аллаха (с.а.с.) сидел в мечети вместе с людьми, (туда) пришли три человека. Двое из них подошли к Посланнику Аллаха (с.а.с.), а один удалился. (Передатчик этого хадиса) сказал: «Эти двое встали около Посланника Аллаха (с.а.с.), и один из них увидел свободное место в кругу, (сидевших людей,) и сел там, другой сел позади них , а третий повернулся и ушел.
Закончив разговаривать (с этими людьми), Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не сообщить ли вам нечто об этих троих? Один из них искал приюта у Аллаха, и Аллах предоставил ему приют; что касается другого, то он устыдился (Аллаха), и Аллах устыдился его; что же касается третьего, то он отвернулся, и Аллах (тоже) отвернулся от него».
1. В версии Малика, ат-Тирмизи и ан-Насаи сказано: «И поприветствовали». Отсюда следует, что вошедший начинает с приветствия, а стоящий приветствует сидящего. Он не упомянул ответ на приветствие из-за общеизвестности этого. См. «Фатх аль-Бари».
2. Из этого следует, что занявший первым какое-либо место имеет большее право на него. В этом также содержится предпочтительность соблюдения этикета в собрании для получения знания и занятии свободных мест в кругу, как приведено побуждение занимать свободные места в рядах в молитве. Еще имеется указание на дозволенность перешагивать для занятия свободного места, если это не приносит никому неприятностей. В противном случае следует сесть у круга, как это сделал второй пришедший. См. «Фатх аль-Бари».
3. Все эти выражения необходимо понимать, как соответствующие величию Всевышнего и Пречистого Аллаха. Высказанное по поводу третьего пришедшего понимается, как сделанное им без уважительной причины, если он был мусульманином. Либо же он был лицемером. Отсюда вытекает дозволенность сообщения об ослушниках для того, чтобы предостеречь от ослушания, и что это не относится к злословию. В хадисе содержится достоинство постоянного присутствия в собраниях для получения знаний, достоинство сидения ученого и увещевателя в мечети, польза стыдливости, указание на сидение рядом с собранием. См. «Фатх аль-Бари».
Из книги «Мухтасар Сахих аль-Бухари»
Имам аз-Зубайди
..