Передается от него же: ≪Один человек спросил: ≪О Посланник Аллаха, человек совершает деяние и утаивает его. А когда оно обнаружится, то это обрадует его?≫. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васал- лам сказал: ≪Ему - два воздаяния. Воздаяние за утаивание и воздаяние за обнародование≫.
Оба хадиса передал Тирмизи.
Пояснение: Этот хадис также передается от Абу Хурайры радияллаху анху. У достопочтенных сподвижников была привычка узнавать о нужных вещах, спрашивая Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Один из сподвижников спросил Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам: ≪О Посланник Аллаха, человек совершает деяние и утаивает его. А когда оно обнаружится, то это обрадует его?≫. Человек спрашивал, относится ли это к рия. Да, он сделал это ради Аллаха, скрытно от людей. Однако люди узнали об этом и похвалили его. А он, в свою очередь, обрадовался их похвале. Относится ли это к рия? В ответ на это: Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Ему - два воздаяния. Воздаяние за утаивание и воздаяние за обнародование≫. Здесь учитывается истинное, первоначальное намерение. Он намеревался хранить свое деяние в тайне и за это он получит одну награду. Но люди, узнав об этом от других, похвалили его. Другие станут бать с него пример. За это он получает еще одну награду. А его радость из-за похвалы людей не повредит ему, потому что изначально он не намеревался на это. Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. Необходимо спрашивать и уточнять у знающих людей о сомнительных вещах.
2. Лучше всего совершать деяние в тайне.
3. Нет вреда в том, что человек обрадовался восхвалениям людей, узнавших о его деянии от других.
4. Те, кто держал свое доброе деяние в секрете, могут получить за это двойную награду. Значит, мы должны претворить в нашу жизнь этот благословенный хадис, должны стремиться держать в тайне наши благие деяния, избегая рия.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.