[аят 177]
В аяте поясняется главное правило праведности, благочестия. Кто будет следовать этому, тот, значит, совершает благочестие. И для разногласий не останется повода.
177. Благочестие — не в том, что обращаете свои лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, и в Судный день, и в ангелов, и в книгу, и в пророков; и давал имущество — хотя оно любимо [ему самому] — родственникам, и сиротам, и бедным, и ибнус сабилам (обездоленным путникам), и просящим, и на [освобождение]рабов; и безупречно совершал намаз и давал закáт; и верен своим договорам, когда заключает договора; и проявляет терпение в нужде и несчастье и во время трудностей. Они — те, которые были правдивы. И они самые и [есть]богобоязненные.
Обычно люди не расходятся во мнении о желанности благочестия. Они расходятся во мнении о том, что такое благочестие. Каждый считает именно свой путь праведным, благочестивым, по-своему интерпретирует слово «благочестие», «праведность», определяет какие-то границы, ставит знаки. Обычно при определении благочестия люди полагаются на мерку своего ума, на оставшиеся от отцов и дедов традиции, критерии общества, в котором живут. То, что одни считают благочестием, другие могут воспринять как абсолютное зло. Следовательно, суть благочестия должна определить та сторона, которая стоит выше всех этих обстоятельств и состояний.
С точки зрения Ислама благочестие — это то, что Аллах назвал благом, добром. В этом аяте дано полное описание того, что относится к нему. Сначала подробно изучим священный аят. В начале аята Всевышний Аллах говорит:
«Благочестие — не в том, что обращаете свои лица на восток и запад».
Здесь подчеркивается, что благочестие не осуществляется совершением по-своему каких-то действий или высказыванием слов. А затем, переходя к описанию того, из чего состоит благочестие, Всевышний Аллах подчеркнуто отмечает:
«Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, и в Судный день, и в ангелов, и в книгу, и в пророков; и давал имущество — хотя оно любимо [ему самому] — родственникам, и сиротам, и бедным, и ибнус сабилам(обездоленным путникам), и просящим, и на [освобождение]рабов; и безупречно совершал намаз и давал закáт; и верен своим договорам, когда заключает договора; и проявляет терпение в нужде и несчастье и во время трудностей. Они — те, которые были правдивы. И они самые и [есть] богобоязненные».
В этом священном аяте благочестие описывается как наличие нескольких аспектов:
1. Ийман.
«…тот, кто уверовал в Аллаха, и в Судный день, и в ангелов, и в книгу, и в пророков…»
То есть уверовать в Аллаха, в Его существование, Его сифаты, Его имена, Его единственность, в то, что Он —воспитывающий рабов Господь, что Он — Бог. Уверовать в Последний день, то есть наступление Судного дня, в ангелов и их сифаты, в книги, то есть уверовать в божественные небесные книги, которые Всевышний Аллах ниспослал, чтобы наставить Своих рабов на праведный путь. Уверовать во всех до единого посланных Всевышним Аллахом пророков.
Эти уверования являются головой и основой благочестия. Без этого, то есть без иймана, не может быть никакого благочестия. Ибо кто не уверовал в Аллаха, в Судный день, в ангелов, в книги и пророков, у того нет благочестия и от него не будет добра. А если и будет, то ненадолго. Оно будет связано с какой-либо причиной. Как только действие этой причины закончится, то и его благочестие закончится.
2. Пожертвование из своего имущества.
«…и давал имущество — хотя оно любимо [ему самому] — родственникам, и сиротам, и бедным, и ибнус сабилам (обездоленным путникам), и просящим, и на [освобождение]рабов…»
Раздавать из имущества, которое самому дорого и любимо, близким и родственникам; лишившимся кормильца сиротам, то есть не достигшим совершеннолетия детям-сиротам, нищим, то есть людям, у которых нет средств, достаточных для пропитания и проживания; ибнус сабилам — обездоленным путникам, то есть тем людям, что остались без средств к существованию вдали от родины; просящим, то есть тем, кто вынужден просить материальную помощь у других по причине отсутствия у самого средств к существованию; на освобождение раба, то есть давать рабам, которые заключили договор со своим хозяином об освобождении за определенную плату. Тот, кто взял себе в привычку раздавать из имущества, освобождается от петли алчности, слабости и скупости. Освобождается от рабства богатству. Это высшее человеческое достоинство. Только люди, обладающие высшими человеческими достоинствами, могут искренне помогать вышеназванным категориям нуждающихся. Человек, который делает это, совершает истинное добро и благочестие.
3. Совершение намаза.
«…и безупречно совершал намаз…»
Совершение намаза своевременно, должным образом с выполнением всех рукуъ, сажда и других его составляющих столпов, смиренно и покорно. Человек в намазе обращается к Аллаху и внешне, и внутренне, то есть всем своим существом. В нем приходят в движение тело, ум и душа. Не совершающий намаз человек не совершает благочестия, описанного Аллахом.
4. Дача закáта.
«…и давал закáт…»
Богатые и состоятельные мусульмане дают определенную часть из своего состояния неимущим собратьям в качестве имущественного ибадата. Это дело Аллах предписал фардом каждому состоятельному мусульманину. Тот, кто выполняет этот фард, является благочестивым.
5. Верность своим соглашениям.
«…и верен своим договорам, когда заключает договора…»
Соблюдение договора, соглашения, обещания является явным признаком мусульманства, иймана, что неоднократно утверждается в Священном Куръане. Кто соблюдает соглашение, тот приобщается к благочестию, описанному Аллахом.
6. Проявление терпения.
«…и проявляет терпение в нужде и несчастье и во время трудностей…»
Человек сталкивается с трудностями во множестве случаев ― в бедности и при отсутствии достатка, недуге и болезни, при столкновении с врагами. В таких ситуациях необходимо проявлять терпение.
Сабр — терпение также считается особым, высшим и необходимым качеством правоверного мусульманина. О терпении подробно было сказано в тафсире предыдущих аятов. Стало быть, кто проявляет терпение в разного рода трудных ситуациях, те являются обладателями описанного Аллахом благочестия.
В конце аята обладатели таких высоких качеств описываются как:
«Они — те, которые были правдивы. И они самые и [есть]богобоязненные».
Когда Абу Зарр Гифари радияллаху анху спросил у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам «Что есть ийман?», Пророк Мухаммад алайхиссалам прочитал этот аят. В другой же раз, когда тот вновь спросил его об этом, он снова прочитал этот аят.
Таким образом, Аллах в одном аяте объединил основы вероубеждения с имущественными и духовными поклонениями, сделал их нераздельными и назвал это все «благочестием». Поэтому тех, кто удостоился этого звания и следует ему, Всевышний Аллах описывает «те, которые были правдивы. И они самые и[есть] богобоязненные».
Да, они правдивы и верны в своем иймане и исламе.
Это они правдивы и верны в своей вере и деяниях.
Это они богобоязненные, которые выполняют повеления Аллаха и избегают того, от чего Он отвратил.
Один из наших праведных предков Суфян Саври, читая вслух этот аят, сказал: «Все виды благочестия — в этом аяте».
Ибн Касир рахматуллахи алайхи сказал: «Кто облагородится этим аятом (качествами из этого аята), значит, тот вошел во все сферы Ислама и взялся за начало благочестия».
.