تصلى النافلة في السفر إلى جهته
Дополнительные намазы в пути совершаются
в направлении следования (1)
373- عَنْ جَابِرٍ t قَالَ: كَانَ النَّبِيُّ r يُصَلِّي عَلَى رَاحِلَتِهِ حَيْثُ تَوَجَّهَتْ بِهِ، فَإِذَا أَرَادَ الْفَرِيضَةَ نَزَلَ فَاسْتَقْبَلَ الْقِبْلَةَ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ. وَفِي رِوَايَةٍ: كَانَ رَسُولُ اللهِ r يُسَبِّحُ عَلَى الرَّاحِلَةِ قِبَلَ أَيِّ وَجْهٍ تَوَجَّهَ وَيُوتِرُ عَلَيْهَا غَيْرَ أَنَّهُ لَا يُصَلِّي عَلَيْهَا الْمَكْتُوبَةَ. وَلِأَبِي دَاوُدَ: كَانَ رَسُولُ اللهِ r إِذَا سَافَرَ فَأَرَادَ أَنْ يَتَطَوَّعَ اسْتَقْبَلَ بِنَاقَتِهِ الْقِبْلَةَ فَكَبَّرَ ثُمَّ صَلَّى حَيْثُ تَوَجَّهَ رِكَابُهُ.
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам будучи на своем верховом животном совершал намаз в том направлении, куда оно следовало. Когда же он хотел совершить фард-намаз, он спешивался и обращался в сторону киблы».
Передали пятеро.
В другой передаче хадиса сказано:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам на своем верховом животном совершал нафл (дополнительный) и витр намазы в том направлении, куда обращалось это животное. Только фард-намазы он не совершал верхом на нем».
В передаче Абу Давуда сказано:
«Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам был в пути и хотел совершить нафл-намаз, он поворачивал своего верблюда в сторону киблы и произносил такбир, а затем совершал намаз в том направлении, куда обращался его верховое животное».
Пояснение: Польза, извлекаемая из этого хадиса:
Относительно совершения дополнительного (нафл) намаза верхом на чем-либо, улемы добавили некоторые подробности. Некоторые утверждают, что намерение о совершении намаза принимается, обратившись лицом к кибле, а сам намаз совершается в том направлении, в котором следует верховое животное (или транспортного средство).
Другие же отмечают, что намерение тоже можно делать в направлении следования средства передвижения. Однако если транспортное средство большое и удобное, подобно кораблю, то намаз следует совершать в направлении киблы.
Следовательно, на большинстве современных транспортных стредств — автомобилях, самолетах, кораблях и других, намаз следует совершать, обратившись лицом в сторону киблы.
При этом, в определенных исключительных случаях, к примеру, во время сильного дождя, исходящей опасности со стороны врага и подобных им ситуациях, фард-намаз можно совершать верхом на животном (или транспортном средстве). Это подтверждают и другие хадисы.
В другой передаче хадиса сказано:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам верхом на животном совершал нафл и витр намазы в том направлении, куда поворачивалось это животное. Только фард-намазы он не совершал верхом на нем».
В этом ривайате к дополнительному (нафл) намазу добавляется еще и намаз витр. Из этого следует, что витр-намаз не является ни дополнительным (нафл), ни фардом.
Как и в предыдущем хадисе, здесь подчеркивается, что нафл-намаз можно совершать в направлении следования верхового животного (средства передвижения), а фард-намаз следует совершать спешившись, обратившись к кибле.
В передаче Абу Давуда сказано:
«Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам находился в пути и хотел совершить нафл-намаз, он, повернув свою верблюдицу в сторону киблы, произносил такбир, а затем совершал намаз в том направлении, куда обращалась верблюдица».
Из этого хадиса следует: