Аврат (عورة ) — досл. «стыд», «срам»; срамные места человеческого тела. Аврат мужчин — от пупка до колен; аврат женщин — все части тела, за исключением лица, рук до запястья, ног от кончиков пальцев до щиколоток.
Аввабин (اوابين) — намаз аввабин — дополнительный (на свое усмотрение) ибадат, совершаемый дополнительно к намазу магриб.
Аджамы — все не арабы.
Адн (عدن) — досл. «постоянное пребывание»; одно из названий рая (джанна — сад, рай). В русской транслитерации обычно используется Эдем (Джаннату Адн — сады Эдема).
Азан (أذان) — досл. «уведомление», «извещение»; оповещение о наступлении времени фард-намаза с использованием определенных фраз. Азан провозглашается муаззином («оповестителем»).
Акийда (عقيدة) — (досл. «крепкое связывание чего-либо одного с чем-либо другим») вероубеждение, вероучение; исламская акийда состоит из комплекса вероубеждений, крепко связывающих мусульманина с определенными явлениями и понятиями.
Акл — ум, разум, рассудок.
Акоид — форма мн. числа от акийда.
Алайхимассалам — форма двойственного числа, досл. «мир им обоим» — молитвенное приветствие, употребляемое в отношении всех пророков Аллаха.
Алайхиссалам — досл. «мир ему»; молитвенное приветствие, употребляемое в отношении всех пророков Аллаха.
Алайхиссалату вассалам — досл. «благословение (Аллаха) на нем и приветствие», то же, что и «саллаллаху алайхи васаллам».
Алийм (Алим) — один из сифатов Аллаха: Знающий — Знающий Все, ведающий обо всем в прошлом и будущем, начальном и конечном, явном и сокрытом.
Алим — улем, ученый, обладатель знаний.
Аллама — выдающийся ученый, обладающий обширными знаниями.
Аллах азза ва джалла — Аллах, Всемогущий Он и Великий.
Аллах субханаху ва таъала — Аллах, Пречистый Он и Всевышний.
Аллах табарака ва таъала — Аллах, Благословенный Он и Всевышний.
Аллах джалла джалалаху — Аллах, величественно Его Могущество.
Амал — деяние.
Аманат — (досл. «надежность», «верность», «безопасность», «доверенность») — вверенная кем-либо кому-либо вещь, переданная с расчетом на надежное хранение и последующее возвращение или передачу следующему лицу (лицам), перед которыми и перед Аллахом ответственен доверенное лицо; (научный аманат, материальный аманат, религиозный аманат).
Амир — (также эмир — досл. «повелитель») — повелитель, начальник.
Амирал муъминин — досл. «повелитель правоверных»; так правроверные обращались к халифам — руководителям мусульман, начиная со времен халифства Умара ибн Хаттаба радияллаху анху.
Амма баъду (اما بعد) [также Ва баъду (و بعد)] — арабы используют фразу амма баъду (ва баъду) для разделения текста и речи на две части, для перехода с одной темы на другую, с вступительного слова на основную.
Ансары (انصار) — «помощники»; мусульмане из числа коренных мединцев, всячески помогавших мухаджирам из Мекки во главе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам в вопросах жилья, пищи и других нуждах.
Арафат — о лексическом значении слова «Арафат» существует хадис, переданный от Али ибн Абу Талиба радияллаху анху, в котором говорится о том, что Всевышний Аллах отправил к Ибрахиму алайхиссалам почтенного Джабраила алайхиссалам и научил того обрядам хаджа. Когда они пришли к горе Арафат, спросил его: «Арафта?» (то есть, «Узнал ли ты?»). Потому как он и до этого приходил один раз. С тех пор она стала называться «Арафат». Ее значение — «узнавать», «опознать».
Арш — Трон Всевышнего Аллаха.
Аср — «послеполуденное время»; намаз аср (послеполуденный намаз) совершается в промежуток времени с момента, когда после полудня тень каждой вещи становится длиннее ее самой в два раза, и до поры начала заката солнца, то есть наступления времени совершения намаза магриб (вечерний намаз).
Атрибуты Судного дня: Сират — мост, который будет воздвигнут над адом и по которому предстоит пройти каждому человеку; Хавз — водоем, куда стекает река Кавсар; Мийзан — весы, на которых взвешиваются деяния; Шафаат — заступничество, главным образом заступничество Посланника Аллаха Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам и благочестивых рабов Алаха перед Всевышним Аллахом.
Аттахийату —(от первых слов молитвы ташаххуд «аттахияту…») то же то и ташаххуд.
Афия (афийа) — досл. «благополучие, хорошее самочувствие, жизненная сила, бодрость, спасение от бед и напастей».
Ахáд (احاد) — словарное значение этого слова — «малое количество людей (люди в меньшинстве)». В терминологии ученых так называются хадисы, количество передатчиков которых в первые три столетия хиджры не достигло уровня мутаватир. Исполнение положения, установленного хадисом ахáд, является ваджибом. Человек, не исполняющий это, становится грешником из-за игнорирования ваджиб (тарки ваджиб).
Ахзаб битва (битва ахзаб)— В виду объединения против мусульман большого количества различных ахзабов (группировок) данная битва получила название «битва Ахзаб». Так как при приготовлениях к этой битве в качестве оборонительного сооружения был выкопан вокруг Медины большой ров (хандак), это сражение также называется «битва Хандак».
Ахират — последний мир, т.е. жизнь после смерти, в особенности подразумевается исход в Судный день.
Ахлул батил — приверженцы недействительного (батил — недействительное, неправильное и ложное), то есть приверженцы заблудших течений, придерживающихся недействительных, неверных и ложных суждений.
Ахлул хава — (досл. «люди пустоты»); люди, впавшие в такое состояние, в котором они, следуя своему нафсу, ставят склонности нафса к шахвату (страсти, влечению) выше всего и идут на совершение греховных деяний в отношении Всевышнего Аллаха.
Ахлул хадис — люди хадиса, приверженцы хадиса.
Ахлул хакк — досл. «люди истины», «приверженцы истины»; люди и течение, пребывающие на правильном пути, не заблудшие, не сбившиеся с верного пути люди.
Ахлус сунна вал джамаа — досл. «Люди сунны и общины»; то есть представители основных мазхабов суннитов, которых отличает вера в законность первых четырех халифов, в достоверность хадисов и которые составляют подавляющее большинство мусульман мира.
Ахлут тахкик — (тахкик - досл. «исследование», «установление истины»); люди, проверяющие, исследующие что-либо досконально. (ср.мухаккик)
Ашаратул мубашшарун — (перс. назв. ашараи мубашшара, досл. «десятеро, которым было сделано предвещание») — подразумеваются десят сахабиев — сподвижников Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, которым еще при жизни было пророчески предвещено о том, что они попадут в рай.
Ашуро (عاشوراء) — дословно «десятый»; десятое число Мухаррама (по лунному летоисчислению), день, в который на протяжении истории человечества по милости Всевышнего Аллаха происходило множество важных знаменательных событий.
Аят — составная часть Куръана с определенным началом и концом. Суры в Куръане состоят из аятов. Слово «аят» имеет несколько лексических значений: «чудо», «знак», «назидание», «удивительное дело», «доказательство», «община», «аят Куръана». Знание о каждом аяте Куръана, о начале и конце каждого аята обрел от Всевышнего Аллаха архангел Джабраил алайхиссалам. От него перенял Пророк алайхиссалам, у него — мусульмане. Самый короткий аят Куръана — «Йа Сиин», он состоит из двух букв. А самый длинный аят Куръана это так называемый аят «Долговые отношения» в суре «Бакара». В Священном Куръане слово «аят» употребляется множество раз. В одних случаях оно несет в себе все вышеназванные значения, в других — два или три из них, а в третьих — только один из них. Значения будут поняты правильно только тогда, когда эти едва уловимые оттенки будут различены.
.