[аяты 41 - 44]
41. И уверуйте в то, что Я ниспослал подтверждающим то, что с вами. И не будьте первыми неверующими в него. Не торгуйте Моими знамениями за ничтожную цену и [только] Меня и бойтесь.
Всевышний Аллах в продолжение Своего воззвания к сынам Исраила, призывает их уверовать в Священный Куръан:
«И уверуйте в то, что Я ниспослал подтверждающим то, что с вами».
В аяте Священный Куръан описывается как подтверждающий то, что имеется у иудеев — Таурат. И действительно, Куръан является конечной книгой в цепи божественных книг. И предыдущие небесные книги, и Священный Куръан были ниспосланы от Аллаха. Поскольку Куръан является последней книгой, он был ниспослан подтверждающим предшествовавшие ему книги, в том числе и Таурат. Наряду с этим, он является направляющим на путь добра для человечества. Раз это так, сыны Исраила должны одними из первых уверовать в Куръан и принять Ислам.
Призывая их: «И не будьте первыми неверующими в него», Аллах отвращает их от совершения куфра — проявления неверия в отношении Куръана. Обратите внимание, в одном аяте одновременно содержатся и повеление уверовать, и приказ не совершать куфр!
Поскольку сыны Исраила издревле были алчными до богатства, Всевышний Аллах применил выражение, соответствующее их природе:
«Не торгуйте Моими знамениями за ничтожную цену и [только] Меня и бойтесь».
Под «ничтожной ценой» подразумеваются мирские богатства. Предводители сынов Исраила давали ложные фатвы и за счет различных религиозных услуг сколачивали состояние. Помимо этого, у них были и другие дела, совершаемые ради накопления богатств. Они испугались, что если примут Ислам, то лишатся подобных мирских выгод. Они сказали: «если мы станем мусульманами, то потеряем свои высокие посты, руководящие позиции». Они так и не осознали, что перед ийманом — верой, все богатства мира не стоят и гроша.
«...и [только] Меня и бойтесь», говорит Всевышний Аллах в конце аята. Это означает: «бойтесь Меня так, чтобы эта боязнь (то есть таква) сделала вас исполняющими повеления и отворачивающимися от отвращенного.
Один из почтенных предков Талк ибн Хабиб описывает таква так: «Таква — это надежда на милосердие Аллаха и повиновение Ему светомэтой надежды, и оставление отвращенных деяний светом этой боязни в страхе перед мучениями Аллаха».
Следующий аят также представляет собой обращенное к сынам Исраила восклицание:
42. И не облекайте истину недействительным и не скрывайте истину, тогда как вы знаете.
Иудеи на протяжении всей своей долгой истории всегда облекали истину неистиной, ложью. Вместе с тем, они всегда скрывали истину. По поводу этого мы прочитаем еще множество аятов. Этими своими деяниями они инициируют фитну, творят нечестие и распространяют раздор среди людей.
Из фразы «не облекайте истину недействительным» становится явной истинность Ислама. Иудеи тоже знают об этом. И зная, намеренно примешивают к нему иудаизм.
Также выражение «не скрывайте истину, тогда как вы знаете» включает в себя значение: не скрывайте правду, зная о том, что пророчество Мухаммада алайхиссалам истинно и что Священный Куръан истинный.
43. И безупречно совершайте намаз, и давайте закáт, и совершайте рукуъ с совершающими рукуъ.
В этом аяте Всевышний Аллах повелевает присоединиться к каравану иймана, встать в ряды и выполнять ибадаты, являющиеся фардом.
То есть, о сыны Исраила, вы тоже станьте мусульманами и совершайте такой же намаз, который совершают мусульмане, давайте закáт со своего имущества подобно тому, как дают мусульмане, и совершайте рукуъ на соборных (общинных) намазах вместе с совершающими рукуъ.
Затем разоблачаются и порицаются деяния иудеев, в частности, их религиозных ученых, которые призывают людей к вере и добру, тогда как сами не следуют этим призывам. А ведь это воззвание является общим правилом для всех.
44. Неужели вы будете повелевать [призывать] людей к добру и забывать самих себя, тогда как вы читаете книгу? Неужели не разумеете?
Как известно, иудеи и, в частности, их религиозные ученые призывали арабов-многобожников к небесной религии, последовать за новоприбывающим пророком, следовать книге, соблюдать верность данным Аллаху заветам и многим другим благим делам. Когда настало время и Аллах, ниспослал Священный Куръан и послал Мухаммада алайхиссалам Пророком конца времен, многие из арабов-мушриков уверовали в него, но иудеи позабыли о себе, что сами тоже должны последовать своему призыву, и таким образом стали неверными. В действительности же, они должны были первыми обрести ийман — уверовать. Потому что они читали ниспосланную Всевышним Аллахом книгу — Таурат. А в ней было известие о приходе последнего пророка. Читая книгу, то есть божественную книгу, и призывая людей к добрым делам, забывать о себе совсем неблагоразумно. Поэтому Всевышний Аллах в конце священного аята взывает:
«Неужели не разумеете?», тем самым приравнивает их к безумцам.
Как мы уже отмечали, призыв в данном священном аяте относится не только к сынам Исраила, а ко всем людям. Религиозные улемы, которые сами не следуют своим высказываниям, представляют собой бедствие для любой уммы. В каждом обществе найдутся те, кто надевает притягивающие внимание и придающие вид набожности одеяния, произносит проповеди, подбирая при этом красивые и изящные слова, призывая к благому и отвращая от порицаемого, но сам не следует своим словам. В особенности опасны те, кто сделал религию своим ремеслом. Они страшатся потерять занимаемые ими позиции и готовы совершить любую низость. От этой напасти страдают все. Их злосчастьераспределяется на всех и становится всеобщим. Те, кто от имени религии призывает к добру, приобщив в этом деле Аллаха и веру, но сами поступают вопреки своему призыву, по сути дела топчут чувства в сердцах людей, переворачивают вверх дном их мысли, гасят заженный вероучением в их сердцах луч и уничтожают свет иймана. Именно поэтому те, кто не следует своим знаниям, в обоих мирах подвергнутся великим мучениям.
В благородном хадисе, переданном имамом Ахмадом от Пророка алайхиссалам, сказано:
«Всевышний Аллах в Судный день защитит неучей от того, от чего не защитит ученых».
В некоторых риваятах сказано:
«Когда Аллах прощает неученого человека семьдесят раз, ученого прощает один раз».
В хадисе, переданном имамом Бухари рахматуллахи алайхи Посланник Аллаха алайхиссалам сказал:
«В Судный день один человек будет приведен и брошен в ад, тогда наружу извергнется то, что у него было в животе, и он в аду будет кружить возле того, что изверглось из его живота, словно осел, крутящий мельничный жернов. Обитатели ада окружат его и скажут:
— О такой-то, что за беда постигла тебя? Разве не ты призывал нас к благому и отвращал от порицаемого?
Тогда он скажет:
— Я призывал вас к благому, а сам не совершал его, я отвращал от скверного, а сам совершал его.
Имам Ахмад передает от Посланника Аллаха алайхиссалам:
«В ночь Исра я прошел мимо людей, чьи губы разрезались ножницами с острием из огня. Я спросил: “Кто те люди?” Сказали: “Это предавшиеся мирскому проповедники из твоей уммы. Они призывали людей к добру, но себя позабыли, тогда как сами читали книгу, неужели они неразумели?”».
Да сбережет Сам Аллах от такой участи!
.