Алхамдулиллах, вот уже девятый день весь мир окутан светом благословенного Рамадана.
Весь исламский мир соблюдает пост, предписанный милостью Всевышнего Аллаха в этот священный месяц. Давайте вслушиваемся к речи величайшего пророка - Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, чтобы узнать о достоинствах поста - прекраснейшего вида поклонения Господу миров.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил:
«Всевышний Аллах сказал: «Все деяния сына Адама для него, кроме поста. Поистине, он - для Меня и Я вознагражу за него. Пост – это щит. Когда один из вас будет в день поста, пусть не сквернословит и не орет. И если кто оскорбит его или бьется с ним, пусть скажет: «Поистине, я – постящийся». Клянусь Тем, в руках Которого душа Мухаммада, действительно запах рта постящегося приятней перед Аллахом, чем запах мускуса. Для постящегося две радости. Обрадуется им когда разговляется и когда встретится со своим Господом радуется своему посту».
Передали пятеро. В другом предании:
Сказано: «Все деяния сынов Адама увеличиваются в воздаянии в десять раз до семисот (раз). Аллах азза ва джалла сказал: «Только пост – поистине, он ради Меня. Я Сам вознагражу за него. (Дитя Адама) отказывается от своей похоти и своей пищи из-за Меня».
Пояснение: В этом повествовании смешанно приводятся хадисы кудси и хадиси набавий.
Слова, приведенные от имени Аллаха являются хадисом кудси, а от имени нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам, это - хадис набавий.
Вначале идет хадис кудси:
«Всевышний Аллах сказал: «Все деяния сынов Адама для него, кроме поста. Поистине, он - для Меня и Я вознагражу за него»
Значит, все деяния человека лишь для него самого, кроме поста. Только его пост ради Аллаха. Как это понять? Ответ заключается в следующем: Во всех деяниях кроме поста, желаем мы того или нет, проявляется немного показухи, зависть и одобрение других, почет и уважение. К примеру, другие видят как человек для намаза совершает омовение, подбирает место и, наконец, читает намаз. В их сознании проходит мысль, что этот человек совершает омовение для намаза, этот человек подбирает место для намаза, этот человек читает намаз, этот человек хороший и смотрят на него с уважением. Подобно этому, даже при вручении закáта, сколько бы ни скрывал, хотя бы получивший закáт знает и молится за него.
А когда совершает хадж, то и вовсе становится знаменитым. После возвращения люди группами приходят навестить его, называют «хаджи отец» или «хаджи мать».
А в посте нет ничего подобного. Ночью, когда никто не видит принимает пищу – делает сухур. А днем ходит наравне со всеми. И во время приближения ифтара, и когда остается наедине с собой, ощущает, что Аллах видит его и не нарушает свой пост. Все это признак того, что пост держится ради Аллаха.
Именно поэтому, за ибадат только ради Аллаха, всемогущий Аллах обещает вознаградить Сам. Для того, чтобы лучше осознать данную истину нам поможет дополнение из другого повествования.
«Все деяния сынов Адама увеличиваются в воздаянии в десять раз до семисот (раз). Аллах азза ва джалла сказал: «Только пост – поистине, он ради Меня. Я Сам вознагражу за него. (Дитя Адама) отказывается от своей похоти и своей пищи из-за Меня»
Следовательно, предопределено в каком размере увеличивается саваб за деяния помимо поста. Один саваб за благое дело может быть превышен от десяти до семисот крат. А может и не увеличиваться.
В то же время, саваб, даруемый за пост, увеличивается настолько, что никто кроме Аллаха не знает об этом и даже не может представить. Причина столь высокой оценки деяния постящегося заключается в том, что он только ради Аллаха всевышнего отказывается от похоти и пищи, и соблюдает пост
А в части набавий данного хадиса наш Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит о достоинствах поста и о том, как должен вести себя постящийся.
1. «Пост – это щит».
Защита поста общая. Она служит для постящегося щитом от плохих дел, грехов, болезней, распутства и, самое главное, от попадания в ад.
2. «Когда один из вас будет в день поста, пусть не сквернословит и не орет».
Мусульманину не пристало сквернословить и говорить непристойности. А также орать и кричать. Когда мусульманин держит пост его авторитет и репутация поднимаются ещё больше. Из его рта, закрытого постом не должно выходить ни одно бесполезное, неприятное слово. Особенно, непристойности, мат, гневные выкрики совсем не должны выходить. Даже если другие будут заставлять постящегося орать вне его желания, есть способ уберечься от этого.
3. «И если кто оскорбит его или бьется с ним, пусть скажет: «Поистине, я – постящийся».
Таким образом, пусть напомнит себе и другим, что ему недозволено ругаться и ссориться. Пусть отречется от ругательств и ссор из уважения к посту. Насколько велика эта воспитанность! Какое благородство!
Действительно, непозволительно чтобы изо рта, закрытого ради ибадата Аллаху, для соблюдения предписанного Аллахом поста, выходили непристойности, мат, ор и крики. Из подобного рта всегда должны выходить хорошие, красивые и полезные слова.
4. «Клянусь Тем, в руках Которого душа Мухаммада, действительно запах рта постящегося приятней перед Аллахом, чем запах мускуса».
Как известно, через некоторое время после приема пищи, в процессе переваривания еды изо рта выходит запах. Обычно этот запах не очень приятен. Но наш Пророк саллаллаху алайхи васаллам клятвенно утверждает, что выходящий изо рта постящегося, именуемый на арабском «халуф» тот самый запах перед Аллахом предпочтительней аромата мускуса и амбры. Это показывает, насколько велико достоинство поста.
Эти слова нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам были хорошо изучены факихами и они вынесли суждение, что после полудня постящийся не должен чистить зубы мисваком, ибо вдруг если он почистит рот, используя мисвак то запах, который ароматней мускуса и амбры исчезнет.
Достоинства поста этим не заканчиваются. А продолжаются ещё.
5. «Для постящегося две радости».
1. Радуется во время ифтара.
2. При встрече со своим Господом радуется своему посту.
Следовательно, данные две радости бывают только для постящихся людей. И это тоже из великих достоинств поста.
Действительно, державший пост целый день и в надлежащее время сделавший ифтар человек чрезмерно радуется. Радуется тому, что исполнил наказанный Аллахом ибадат, получил бесчисленное количество савабов, подготовил почву для судного дня. Радуется, что после голода и жажды достиг еды халал. Подобная радость, конечно же, достается только постящемуся. А в Судный день, во время встречи с Аллахом радуется, что дозволено войти в рай за свой соблюденный пост. Разве могут радоваться люди, чье попадание в ад ваджиб за то, что они не держали поста?!
Значит, в своей жизни мы должны неукоснительно следовать данному священному хадису. Дабы безошибочно держать фардом предписанный нам Господом пост. Вести себя как и подобает постящемуся. Вот тогда мы достигнем степеней, обещанных в хадисе, иншааллах.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Когда придет Рамадан, откроются двери Рая, закроются двери ада, а шайтаны заковываются»
Передали пятеро, кроме Абу Давуда. Слова Тирмизи:
«Когда будет первая ночь месяца Рамадан, заковываются шайтаны и непокорные джинны. Закроются двери ада и не открывается ни одна её дверь. И открываются двери Рая и не закрывается ни одна его дверь. И провозгласит глашатай:
«Эй желающий добра, подойди! Эй желающий зла, прекрати!» У Аллаха – избавленные от ада. И так каждую ночь».
Пояснение: Упомянутые в данном священном хадисе положения также показывают, насколько велики достоинства поста. Давайте ознакомимся с ними по одному: «Когда придет Рамадан:
1. «Откроются двери Рая».
Как приводится в дополнении риваята Тирмизи, ни одна из этих дверей не закрывается.
Следовательно, умершие держа пост в месяц Рамадан попадают в рай. В то же время, в этот месяц совершается много деяний саваб, необходимых для входа в рай. Открытие всех дверей рая также является указанием на то, что в месяц Рамадан на землю многократно ниспадает милость Аллаха.
2. «Закроются двери ада».
Ни одна из тех дверей не открывается. По этой самой причине ввод в ад непокорных, умерших в Рамадан переносится во время Рамадана на позже. Постящиеся рабы не совершают деяний, служащих причиной попадания в ад.
3. «Шайтаны заковываются».
Они ни кого не подстрекают и не причиняют вреда. Все эти дела свершаются благодаря уважению к священному Рамадану.
Из дополнения, приведенного в риваяте Имама Тирмизи о наложении оков также на «непокорных джиннов» можно понять, что джинн и шайтан не одно и то же. Также, уразумевается, что среди джиннов есть непокорные и они могут причинить людям вред.
Из пересказа Имама Тирмизи осознаются и дополнительные достоинства священного Рамадана.
4. «Эй желающий добра, подойди! Эй желающий зла, прекрати!»
Следовательно, в священный Рамадан призыв к хорошему и даруемый саваб ещё более умножаются. Отвращение от зла и его предотвращение ещё больше усиливаются.
5. «У Аллаха – избавленные от ада».
То есть, некоторые из рабов, ранее заслуживших попадание в ад, благодаря священному Рамадану прощаются Аллахом и избавляются от ада. И это тоже происходит благодаря уважению к Рамадану.
Следовательно, священный Рамадан для каждого раба является хорошим шансом получить огромные савабы и избавиться от ада. Каждый сознательный человек должен с толком воспользоваться этим шансом. А для этого он должен с ихласом держать пост священного месяца, дорожить каждой минутой и совершать больше ибадата и благих дел.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Кто постится в Рамадане с ийманом и расчетом (на вознаграждение), простится его прошлые грехи».
Передали пятеро и Ахмад. Последний добавил: «и последующие».
Пояснение: В данном священном хадисе ясно повествуется о том, насколько великий ибадат поста, насколько огромно его величие. Наряду с этим, подчеркивается необходимость соблюдения поста с ийманом, ихласом, с надеждой на саваб только от Самого Аллаха. Прощение прошлых и последующих грехов раба является великой милостью Аллаха. А достойным этой милости раб может стать только при соблюдении поста Рамадан.
Несомненно, мусульмане очень хорошо понимают данную истину и стараются выгодно воспользоваться Рамаданом.
Передается от Сахла радияллаху анху:
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Поистине, в Раю есть дверь, называется она Раййаан. Войдут через нее постящиеся в Судный день. Не войдет с ними никто, кроме них.
Будет сказано: «Где постившиеся?» И войдут через неё. А когда войдет последний из них, (она) закроется. И не войдет в неё никто».
Передали два шейха и Насаи.
Пояснение: В данном священном хадисе повествуется о том, насколько в Судный день достоинство ибадата поста будет величественнее чем у других ибадатов.
В Судный день для того, чтобы постившиеся вошли в рай открывается особая дверь под названием «Раййан». У той двери призывают «Где постившиеся?» и они входят в рай. После того, как все постившиеся входят, никому больше не позволяют войти и та дверь закрывается. Постившимся оказывается особое уважение, открывается особая дверь, и они особо входят.
Это похоже на сегодняшний день, когда некоторые люди, по известным причинам, входят через особую дверь в места, куда все хотят попасть.
То, что в Судный день, когда все пытаются поскорее войти в рай, постившимся предоставляются льготы и они входят через особую дверь под названием «Раййан», означает, что мы все должны очень стараться быть среди постившихся в этом мире и удостоиться счастья с почестью войти в рай через ту дверь. Пусть Аллах сделает нас среди их числа!
Передается от Джабира радияллаху анху:
«Один человек спросил Пророка саллаллаху алайхи васаллам:
И сказал: «Скажите, если я совершу предписанные (фард) намазы, буду поститься в Рамадане, халал (дозволенное) буду считать халалом, харам (недозволенное) буду считать харамом, и не добавлю сверх этого ничего, войду ли в рай?»
Сказал: «Да».
Сказал: «Клянусь Аллахом, не добавлю сверх этого ничего».
Передал Муслим.
Пояснение: Существуют другие риваяты подобного смысла и в них упоминаются также калимату шахада, закаат и другое. Несомненно, эти фарды являются деяниями, обеспечивающими попадание раба в рай. А теперь рассмотрим по порядку, упомянутые в данном риваяте вещи:
1. «Если я совершу предписанные (фард) намазы»
Следовательно, чтение в надлежащее время предписанных фардом намазов является одним из деяний, служащих причиной для попадания раба в рай.
Не читающие или неполноценно читающие предписанные фардом намазы пусть и не надеются достичь этого достоинства.
2. «Буду поститься в Рамадане».
Соблюдать с ихласом пост в благословенный и священный месяц Рамадан также является ибадатом, помогающим рабу войти в рай.
С этой целью данных хадис и был приведен в этой главе. Из этого вы можете познать о том, насколько велико значение соблюдения поста.
3. «Халал (дозволенное) буду считать халалом, харам (недозволенное) буду считать харамом»
Значит, желающий попасть в рай раб должен принимать дозволенное Аллахом всевышним как халал, а недозволенное как харам и следовать этому принципу. Это так же важно, как читать намаз и держать пост.
Произнесенная в хадисе фраза «и не добавлю сверх этого ничего, войду ли в рай?» не должна пробудить мысль о том, что если человек читает намаз, держит пост, считает халал дозволенным, а харам недозволенным, то даже не имея при этом ийман, а также отрицая или не выполняя другие ибадаты может войти в рай.
Делать выводы лучше комплексно изучив и сопоставив хадисы в данной главе. Только человек, целостно исполняющий верования и ибадаты, наказанные в Исламской религии является истинным мусульманином и может войти в рай. Эта истина явственно и открыто изложена во многих аятах священного Куръана и почтенных хадисах.
Передается от Абу Умамы радияллаху анху:
«Я сказал: «О Посланник Аллаха! Велите мне деяние, чем Аллах дарует мне выгоду».
Сказал: «Соблюдай пост, поистине, нет подобного ему».
Передали Насаи и Хаким. Последний назвал его сахихом.
Пояснение: Следовательно, кто желает получить множество выгод, даруемых Аллахом, тот должен много поститься. Эту истину каждый мусульманин должен хорошо осознать и следовать ей.