КНИГА О НАМАЗЕ
الباب الثاني في المواقيت
وفيه فصلان
الأول في مواقيت الصلاة
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
О ВРЕМЕНАХ НАМАЗА
(продолжение)
337. Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Джабраил алайхиссалам дважды был мне имамом возле байта (Каъбы). Так, в первый раз из них — он совершил намаз зухр, когда тень стала величиной с тесьму сандалий. Затем он совершил намаз аср, когда тень каждой вещи была равна ей самой. Потом он совершил намаз магриб тогда, когда с заходом солнца постящийся разговляется. Потом он совершил иша, когда зарево заката исчезло совсем. Затем он совершил намаз фаджр при явном рассвете, когда постящемуся пища становится запретной. Во второй раз, намаз зухр он совершил, когда тень каждой вещи была равна ей самой, во время, когда в прошлый раз он совершил аср. Затем он совершил намаз аср, когда тень каждой вещи превышала ее в два раза. Затем он совершил намаз магриб в то же самое время, что и в первый раз. Затем намаз иша он совершил, когла прошла одна треть ночи. Затем фаджр-намаз он совершил, когда начало светать и просветлелась земная твердь. После этого Джабраил повернулся ко мне и сказал: «О Мухаммад, вот эти — времена предшествовавших тебе пророков. Время — между этими (каждыми) двумя периодами».
Передал Тирмизи и двое его соратников.
Пояснение: Слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам: «Джабраил алайхиссалам дважды был мне имамом возле байта (Каъбы)», здесь означают, что архангел возглавлял пятикратный намаз возле Байтуллаха в течении двух дней. Это не трудно понять из следующих предложений благородного хадиса.
Слова «Так, в первый раз из них — он совершил намаз зухр, когда тень стала величиной с тесьму сандалий», означают, что он совершил намаз, когда солнце прошло свой зенит и у каждой вещи появилась тень.
В самый полдень, когда солнце находится в зените (высочайшей точке), тени становятся наиболее короткими. Когда же солнце начинает склоняться в сторону заката, тени удлиняются. У арабов кожаные сандалии имеют определденную особенность и на их тесьме имеется тонкий ремешок. Следовательно, когда тени предметов становятся такими, как этот тонкий ремешок тесьмы, то есть когда она только начинает удлиняться — наступает начало времени совершения полуденного намаза — намаза зухр.
Как видно из хадиса, в первый день Джабраил алайхиссалам показал Пророку саллаллаху алайхи васаллам совершение пятикратного намаза, когда время каждого из намазов только наступает (т.е. в такую пору, когда можно приступать к совершению каждого из них). Во второй же день, он совершил их в конце отведенного на каждый из намазов промежутка времени.
Польза, извлекаемая из данного хадиса:
1. Время совершения намаза зухр начинается с момента, когда тень каждой вещи начинает удлиняться, и заканчивается, когда ее тень становится равной самой вещи.
За пределами этого отрезка времени зухр-намаз не может быть совершен.
2. Время намаза аср наступает с момента, когда тень каждой вещи становится равной ей, и длится до поры, когда она становится длинее ее в два раза.
После этого, то есть после того, как тень каждой вещи стала в два раза длиннее ее самой, время совершения намаза аср не заканчивается, а длится до наступления вечернего намаза магриб.
В этом хадисе говорится о том, что Джабраил алайхиссалам показал лучшее время для совершения намаза аср. В других хадисах совершенно ясно сказано о том, что время аср-намаза продолжается до наступления магриб-намаза.
3. Время намаза магриб начинается со времени полного захода солнца и длится до начала времени намаза иша.
Однако то, что Джабраил алайхиссалам в оба дня совершил этот намаз (магриб) в одно и то же время, свидетельствует о том, что именно это время явлется наиболее лучшим.
4. Время намаза иша начинается после исчезновения зари на небосклоне и длится до рассвета (фаджр).
Однако сведение в хадисе о совершении данного намаза в пору, когда прошла первая треть ночи, свидетельствует о том, что именно это время явлется наиболее лучшим.
5. Время намаза фаджр начинается с рассвета и длится до восхода солнца (появления верхнего диска солнца).
Обобщая изложенное, можно сказать, что в данном хадисе показаны начало и завершение самого лучшего времени для совершения каждого из намазов.
В действительности же, кроме намаза фаджр, время каждого намаза неразрывно следует одно за другим.
.