КНИГА О НАМАЗЕ
الباب الثاني في المواقيت
وفيه فصلان
الأول في مواقيت الصلاة
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
О ВРЕМЕНАХ
СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ГЛАВ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
О ВРЕМЕНАХ НАМАЗА
(продолжение)
338. Передается от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху:
«Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросили о временах совершения намазов. Так, он сказал:
— Время намаза фаджр — до появления верхнего края (диска) солнца; время намаза зухр — когда солнце уже склонилось с зенита на небе и до начала времени намаза аср; время намаза аср — до момента, когда солнце желтеет и заходит его нижний край (диска); время намаза магриб — когда солнце исчезло, а зарево заката еще не исчезло; время намаза иша — до середины ночи».
Передали пятеро, кроме Бухари.
Пояснение: Совершенно очевидно, что в этом хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам преимущественно описывает пору завершения каждого намаза. Возможно, об этом и был вопрос. Рассказав о них, вероятно, он также отметил, что хотя время намаза магриб и заканчивается с исчезновением вечерней зари, все же лучше совершать его в начале отведенного промежутка. Хотя в период изречения этого хадиса время намаза иша и ограничивалось серединой ночи, в последующем считалось, что его можно совершать до рассвета.
339. Джабира радияллаху анху спросили о времени совершения намазов Пророком саллаллаху алайхи васаллам.
«Так, он сказал:
— Он саллаллаху алайхи васаллам совершал намаз зухр, когда солнце пекло, аср — когда солнце было еще бойким (ярким), магриб — когда оно садилось, иша — пораньше, если людей было много, и позже — если мало, а фаджр — в предрассветном сумраке».
Передали пятеро, кроме Тирмизи.
Пояснение: Отвечая на вопрос, Джабир ибн Абдуллах радияллаху анху рассказывает о том, что он лично видел при жизни Пророка саллаллаху алайхи васаллам. По его словам, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам полуденный намаз обычно совершал после того, как солнце склонившись со своего зенита, сильно припекало.
Арабы называют эту пору хаджира, что обозначает хиджру, поскольку в это время из-за сильной жары все люди бросают свои дела и совершают «хиджру» — уходят в свои дома.
Он совершал аср «когда солнце было еще бойким (ярким)».
Это означает, что солнце не меняя своего цвета и тепла, еще не перешло в стадию заката. Как видно из этого, намаз аср, так же, как и зухр, Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал в первой части отведенного для них времени.
Он совершал магриб «когда оно садилось».
Это тоже свидетельствует о совершении намаза в начальной части отведенного времени, подобно другим намазам.
Он совершал иша «пораньше, если людей было много, и позже — если мало».
Учитывая то, что к намазу иша у людей времени бывает больше и нет необходимости спешить на работу или отдых, этот намаз можно совершать пораньше, если количество людей достаточно. Когда же участников не достаточно много, можно припозднить, подождав пока соберутся люди.
Намаз фаджр Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал «в предрассветном сумраке».
Темное время в пору наступления фаджра, когда первая белизна рассвета уже разверзла ночную мглу, также считается начальной частью времени утреннего намаза — намаза фаджр.
Польза, извлекаемая из данного хадиса:
1. Следует знать времена пятикратного намаза.
2. С наступлением времени очередного намаза, необходимо поспешить для его незамедлительного выполнения.
В других преданиях также говорится, что намаз зухр можно совершать, когда жара немного спадет, а намаз фаджр — когда свет распростанится больше.
3. Допустимо ожидать сбора большего количества людей для совершения намаза в расширенном джамаъате.
4. Следует периодически спрашивать у ученых людей.
5. Допустимо отвечать на тот вопрос, который был задан.
.