Аяты 21 - 25
21. О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, — быть может [вы] будете богобоязненны.
В настоящем аяте провозглашается призыв ко всему человечеству: поклоняйтесь сотворившему вас вашему воспитателю — Великому Аллаху! Он был Единственным в сотворении вас и Он Единственный имеет право на ваше поклонение Ему. Цель поклонения — быть может, таким образом вы станете богобоязненными.
22. Который землю сделал для вас ложем, а небо — кровом, и низвел с неба воду, и взрастил ею плоды пропитанием для вас. Не равняйте же никого с Аллахом сознательно.
Смысл того, что Аллах расстелил землю ложем, дабы человек смог жить легко, заключается в том, что земля была превращена в место, которое сосредоточило в себе все удобства, необходимые для жизни человека. Однако человеческое существо, живя среди этих удобств, привыкло к ним и не придает им значения. Если бы хоть что-то из существующего на земле исчезло, то нынешнее положение нарушилось бы и на земле стало бы невозможно жить в таком комфорте, как сейчас.
Точно так же обстоит дело с сотворением неба кровом. Если структура этого великого строения подвергнется хоть малейшему изменению, человеку, безусловно, станет тяжело жить под ним.
А низведение с неба воды — это часто упоминаемый пример в Священном Куръане как показатель мощи Аллаха. Именно для частого поминания об этом благе Аллаха, этот пример приводится многократно. Потому что без воды нет жизни. Если не даст ее Аллах, никто не сможет создать ее самостоятельно.
Следовательно, раз человека сотворил Аллах, то и расстелил землю ложем, воздвигнул небо кровом и сделал воду ризком — уделом для комфортной жизни человека также Сам Аллах. А раз так, человек не должен сознательно равнять других с Аллахом. И в вероубеждении, и в ибадате он должен признавать лишь Самого Аллаха. Никого и никогда нельзя приравнивать к Нему. Приравнивание других к Аллаху проявляется в виде поклонения идолам-истуканам, питания надежды в чем-либо на кого-либо другого, кроме Аллаха, страха перед какой-либо личностью или какой-то силой, убеждения в том, что польза или вред поступают от других, кроме Аллаха. Как передается от великого сподвижника Абдуллаха ибн Аббаса, он сказал:
«Приравниваемые являются ширком. Это даже более сокрыто, чем ползание муравья на черном камне в непроглядную ночь. Это может произойти и посредством произнесения “клянусь Аллахом и твоей жизнью, о такой-то, и моей жизнью”. Также может произойти при высказывании: “Если бы не эта собака или гусь, то к нам пробрался бы вор”. Также это может произойти, если будет сказано кому-нибудь: “Если пожелает Аллах и пожелаешь ты” или сказано: “Если бы не Аллах и такой-то”. Это все — многобожие».
Как говорится в хадисе, когда один человек сказал Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам: «Если пожелает Аллах и пожелаете Вы», тот сказал: «Как смеешь ты приравнивать меня к Аллаху?!».
Мы должны быть очень осторожными в этом вопросе.
Подобно мушрикам, которые не уверовали, усомнились в пророчестве Мухаммада алайхиссалам, иудеи с мунафиками также выражали сомнение. Именно поэтому Священный Куръан взывает ко всем таким людям и открыто бросает вызов:
23. Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную ему суру и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха, если вы правдивы.
То есть если у вас есть сомнения в отношении Куръана, ниспосланного Нами Нашему рабу Мухаммаду алайхиссалам, если хотите сказать, что «это не от Аллаха, Мухаммад сочинил его сам», то приведите-ка сами хотя бы одну суру, подобную сурам Куръана?! И призовите в этом деле других своих свидетелей, кроме Аллаха, пусть они засвидетельствуют вашу правдивость. Потому что Аллах уже засвидетельствовал правдивость Своего раба Мухаммада алайхиссалам.
Вызов, брошенный во времена ниспослания данного аята, действует по сей день и останется таковым вплоть до самого Судного дня. Как много было тех, кто тщетно пытался создать нечто, подобное Куръану, но не сумев ничего сделать, сгинул. До сегодняшнего дня Куръан открыто и явно демонстрирует свое превосходство над человеческим словом и так будет всегда. Потому что Всевышний Аллах в следующем аяте об этом дал обещание:
24. Итак, если же вы этого не сделаете, а вы [никогда] этого не сделаете, то побойтесь огня, уготованного для неверных, растопкой которого являются люди и камни.
Слова Всевышнего и Всемогущего Аллаха: «а вы [никогда] этого не сделаете» являются великим чудом. Обычно, когда одна сторона спорит с другой и хочет взять верх над ней, она старается одолеть противника, выявив самое сильное свое качество. Вместе с тем, если известно, что соперник обладает таким же качеством пусть даже самую малость, то дабы не опозориться, эта сторона не бахвалится сверх меры и пребывает в опасении.
А в этом споре утверждается, что если даже весь мир соберется вместе, все равно никогда не сможет привести суру, походящую хотя бы на одну из сур Куръана. Самая маленькая сура Куръана состоит из трех аятов и считается короткой сурой. В данном аяте есть требование привести суру, схожую хотя бы с этой маленькой — короткой сурой из трех аятов. Если бы Он — Куръан не был истинным божественным словом, то никогда не приводил бы настолько откровенных, оставляющих в бессилии слов. С другой стороны, вот уже более тысячи четырехсот лет никто не может оспорить этот вызов. Напротив, даже сами арабы стали и продолжают становиться более бессильными в своем родном языке.
Выражающие сомнение в том, что Священный Куръан является божественной книгой, никогда не смогут доказать это свое утверждение, определенно не смогут доказать. Следовательно, пусть они страшатся ада. Пусть уверуют. Топливо в том аду будет из людей и камней. Чтобы усилить жар в этом аду, как если бы тяжесть мук от того, что люди будут гореть сами по себе, не была достаточно сильной, в него дополнительно брошены еще и камни. Этот ад уготован для неверных. Отрицающие же Куръан и есть те самые неверные.
В то время как неверные будут подвергаться таким горестным мучениям, верующие-мусульмане будут блаженствовать и наслаждаться, пребывая в раю. Их счастливое состояние описывает следующий аят:
25. И обрадуй тех, которые уверовали и творили благое, что для них — райские сады, под которыми текут реки. Всякий раз, как им даются в удел оттуда плоды для пропитания, они говорят: «Это — то, что было даровано нам раньше», — тогда как им доставлено только нечто похожее. Для них там — супруги чистые, и они там будут пребывать вечно.
В данном священном аяте Аллах, Пречист Он, Всевышний, обращаясь к Своему Посланнику Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам, приказывает предвестить — сообщить радостную весть уверовавшим и совершавшим благие дела. Следовательно, для того, чтобы войти в рай, где под деревьями текут реки, необходимо обрести ийман, то есть, уверовать в Аллаха, Пророка, Куръан и другие вещи, в которые необходимо уверовать, а также совершать праведные деяния, то есть, совершать дела, которые в Куръане и Сунне названы как благие и добрые.
Обитатели рая не ограничиваются лишь входом в рай, но удостаиваются там всяческих благ и яств. В том числе:
Всякий раз, как им даются в удел оттуда плоды для пропитания, они говорят: «Это — то, что было даровано нам раньше», — тогда как им доставлено только нечто похожее.
То есть, дарованы плоды, похожие на фрукты, которыми они питались в этом, земном мире. Но эта схожесть лишь в названии и форме, а вкус у райских фруктов совсем иной. По форме они похожи потому, что если раб божий увидит и в раю то вкусное лакомство, которым он наслаждался в этом мире, то он возрадуется. А когда попробует на вкус, выяснится, что оно намного слаще, чем ожидалось.
Великий сахаби Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху сказал: «Ни одна из вещей в раю не похожа на ту, что в этом мире, лишь название может быть схожим».
Еще «для них там — супруги чистые». Их ожидают чистые во всех отношениях супруги. Потому что райские гурии сотворены обособленным образом.
Наслаждения и услада от райских благ увеличивается еще и от того, что они нескончаемы. Недаром, как сказано в аяте: «и они там будут пребывать вечно».
В предыдущих аятах Всевышний Аллах, для того чтобы обрисовать истинное положение лицемеров (мунафиков) и неверных (кафиров), привел притчи о человеке, зажегшем огонь, и о человеке, оставшемся под дождем. Он использует этот прием также и в других аятах, приводя в качестве примера, в частности, паука и муху. Неверные и лицемеры пытаются найти какой-нибудь изъян и в подобном способе подачи примеров. Возможно, причиной их насмешек является то, что Куръан, будучи словом Аллаха, создавшего Вселенную, содержит упоминания о таких ничтожных в их глазах творениях, как муха или паук. Как следствие, они возбуждали всякие толки. В частности, они стали спрашивать: «Чего желает Аллах этой притчей?»
Один из великих табиъинов Катада радияллаху анху сказал: «Когда Аллах в Своей книге упомянул муху и паука, заблудшие люди сказали: “Что желал Аллах выразить, упоминая об этом?”, и тогда Аллах ниспослал следующий аят»:
.