1446 год 22 Джумадаул аввал | 2024 год 23 ноябрь, суббота
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Сура «Бакара» (аяты 26 – 29)

04:08 / 05.01.2017 4632 Режим чтения + -
.

(аяты 26 - 29)

 

В предыдущих аятах Всевышний Аллах, для того чтобы обрисовать истинное положение лицемеров (мунафиков) и неверных (кафиров), привел притчи о человеке, зажегшем огонь, и о человеке, оставшемся под дождем. Он использует этот прием также и в других аятах, приводя в качестве примера, в частности, паука и муху. Неверные и лицемеры пытаются найти какой-нибудь изъян и в подобном способе подачи примеров. Возможно, причиной их насмешек является то, что Куръан, будучи словом Аллаха, создавшего Вселенную, содержит упоминания о таких ничтожных в их глазах творениях, как муха или паук. Как следствие, они возбуждали всякие толки. В частности, они стали спрашивать: «Чего желает Аллах этой притчей?»

Один из великих табиъинов Катада радияллаху анху сказал: «Когда Аллах в Своей книге упомянул муху и паука, заблудшие люди сказали: “Что желал Аллах выразить, упоминая об этом?”, и тогда Аллах ниспослал следующий аят»:

26. Поистине, Аллах не смущается приводить притчи о комаре или о том, что больше этого. И те, которые уверовали, знают, что это  истина от их Господа. Те же, которые не уверовали, скажут: «Чего желает Аллах этой притчей?». Он вводит этим в заблуждение многих и ведет прямым путем многих, но сбивает с прямого пути Он этим только нечестивцев.

Если бы неверные и лицемеры, вместо того чтобы насмехаться над этим, проявили сообразительность, то осознали бы, что Всевышний Аллах приводит в качестве примера такие крошечные создания, как комар или муха не из-за слабости, а как доказательство огромного могущества. Потому что Всевышний Аллах, создавший Вселенную, сотворил тем же могуществом и комара, и даже меньших, чем он, тварей. Суть не в размере творения, а в его жизни как таковой. Вот, скажем, пусть комар и является ничтожным существом, но кто же, кроме Аллаха, сможет даровать ему жизнь? Ведь если даже все силы в мире соберутся вместе и не смогут сотворить ни одно, подобное созданному Аллахом, животное огромного размера, так же не смогут они сотворить и одного крошечного комара. Цель притчи — испытать сердца людей, подвергнуть их проверке. А люди после подобной притчи проявляют двоякое отношение:

1. Уверовавшие получают от притчи назидание и поучительное наставление, еще раз испытывают восторг перед могуществом Аллаха. Также они знают, что притча ниспослана от их Господа, что она истинна. Их ийман еще больше увеличивается.

2. Впавшие же в куфр ­— неверие, по причине того, что были лишены света Аллаха, ий­мана, не осознают этой великой истины. Они проявляют непристойность в отношении Всевышнего Аллаха. Они говорят: «Чего желает Аллах этой притчей?» На этот, бестактно заданный вопрос есть открытый и ясный ответ в самом аяте:

«Он вводит этим в заблуждение многих и ведет прямым путем многих».

Значит, притча — это испытание: на всех она действует по-разному. Сознательный человек получает от нее пользу, его ийман укрепляется. А те, чьим разумом распоряжается шайтан, насмехаются над ней и еще больше углубляются в своем неверии. Впадающие глубоко в свое неверие являются фасиками. Обычно фасиком называют мусульманина, совершившего греховные деяния. Слово фиск дословно означает «раскалывание оболочки и выход из нее», а в терминологии улемов означает выход из повиновения Аллаху и совершение большого греха или продолжительное совершение малых грехов без стеснения и сокрытия, т. е. нечестие. В Священном Куръане же, в зависимости от тематики, также иногда фасиком называются неверные и лицемеры (мунафики).

В следующем аяте описываются качества этих самых фасиков — кафиров и мунафиков:

27. Тех, которые нарушают завет Аллаха после его заключения, и разделяют то, что Аллах повелел соединять, и творят нечестие на земле. Это они — те, которые окажутся в убытке.

В настоящем аяте Аллах привел три главных свойства неверных и мунафиков. Первое свойство: «которые нарушают завет Аллаха после его заключения...»

То есть у каждого раба Аллаха есть договор, заключенный с Создателем. Неверные и лицемеры отличаются от других тем, что нарушают этот самый завет. Этот завет заключен по многим положениям, в том числе:

а) В момент создания каждого раба Аллах вложил в его естество религиозность, а неверные и лицемеры поступают вопреки этой природе;

б) Всевышний Аллах назначил человека Своим наместником на земле, но они нарушают это соглашение и злоупотребляют наместничеством;

в) Хотя Аллах при установлении каждого шариата и брал клятву не поклоняться никому, кроме Него Самого, неверные и лицемеры совершают вероломство. Также фасики, то есть неверные и лицемерынарушают завет, связанный с такими вещами, как соблюдение в своей жизни шариата Аллаха, следование по указанному Им пути.

Второе свойство: «И разделяют то, что Аллах повелел соединять…».

Аллах повелел многое, в том числе поддерживать родственные отношения, налаживать человеческие связи, создавать отношения на основе веры и единоверства, а также выполнять другие дела. А фасики — неверные и лицемеры разрубают и эти связи.

Третье свойство:

«и творят нечестие на земле…».

Существует множество видов нечестия. В том числе упомянутые выше два свойства также считаются свойствами, заполняющими земную твердь нечестием. Но самое большое нечестие — это оставление пути, указанного Создателем всего мироздания Всевышним Аллахом и попытка жить по-другому. Всякое нечестие происходит именно из-за этого.

К какому итогу приводят упомянутые качества? Обладающие данными качествами, несомненно, в проигрыше: они проиграют и этот свой мир, и мир последний. «Это они — те, которые окажутся в убытке». В следующем аяте происходит переход от повествования о неверных в третьем лице к непосредственному обращению к ним самим.

28. Как вы не веруете в Аллаха, тогда как вы были мертвыми, а Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, потом к Нему вы будете возвращены.

В этом аяте открытыми и явными доводами доказывается, насколько скверным состоянием является неверие, показывается, что обладающий хотя бы толикой ума человек после таких доводов не может не стать верующим. Если каждый человек задумается, то ведь действительно — когда-то он был безжизненным, в нем не было и следа бытия, то есть он являлся, по сути, мертвым. Пришло время и в нем появилась жизнь, зародилось бытие. Так кто же даровал ему эту жизнь? Ответ один: жизнь ему даровал Аллах. И как же ты смеешь отрицать Аллаха, существуя за счет жизни, дарованной Аллахом? Как ты смеешьпроявлять неверие в отношении Него?!

Живя человек, возможно, и не имеет склонности много думать о том, откуда в нем появилась жизнь, но он не может не смириться с напоминаемым в аяте событием — «потом Он умертвит вас». Даже считающий себя самым умным в мире неверный бессилен перед лицом смерти. Он знает, что не будет жить вечно и склоняет голову перед смертью. Ну, коль однажды Аллах все равно заберет твою жизнь, как же ты смеешь отрицать Аллаха, как ты смеешь проявлять неверие в отношении Него?!

Затем Аллах снова оживит человека. Это произойдет в Судный день. Неверные не верят в этот этап и препираются. Но факты и доказательства показывают тщетность и этого их упорства. Аллаху, сотворившему человека из ничего и даровавшему ему жизнь, очень легко не только забрать жизнь, но и вновь вернуть ее всем обратно. А раз так, то как они смеют отрицать Аллаха, допускают куфр по отношению к Нему?!

В конце аята говорится: «потом к Нему вы будете возвращены». Раз возвращение к Аллаху истинно, то как они смеют отрицать Аллаха, проявляют неверие в отношении Него?!

В следующем священном аяте приводятся описания, доказывающие могущество Всевышнего Аллаха в воскрешении умерших людей.

29. Он — Тот, Кто сотворил вам все, что на земле, потом обратился к небу и сделал его семью небесами. Он знает о всякой вещи.

Весть о том, что все находящееся на земле создано для человека, есть возвеличивание человека. А поскольку все, что имеется в этом мире, Аллах создал для человека, следовательно, человек величественнее всех созданий. На земной тверди нет твари, величественнее человека. Человек является наместником Аллаха на земле. Ни одна тварь не может преобладать над человеком. Все вещи должны быть для человека, для благосостояния человека.

Коль Аллах подарил человеку все, что есть в мире, то и человек, в свою очередь, должен жить, проявляя благодарность к Тому, Кто даровал ему эти блага. А раз таково положение, то как они смеют отрицать Аллаха и допускать куфр в отношении Него?! Уж если Всевышний Аллах сотворил из ничего все сущее на земле, то неужели Он не в состоянии воскресить умершего человека?! В конце аята утверждается, что «Он знает о всякой вещи». В действительности это так и есть. Он ведает и о деяниях неверных  допускающих куфр. Как же они не боятся Его?! На что или на кого они надеются, что дерзают даже отрицать Аллаха и проявляют неверие в отношении Него?!

.
Автор
islom.uz
Источник
islom.uz
Статьи по теме
..Выравнивание рядов в групповой молитве занимает важное положение в Исламе. Вопервых, выравнивание рядов это одна из причин усовершенствования молитвы и пророк читать полностью

1686 15:00 / 10.07.2019
.Следующий пункт в пути в Мекку это местечко Зу Туво. Передается от Нафиъ радияллаху анху   «Ибн Умар не входил в Мекку, не поночевав в Зу Туво до рассвета и не читать полностью

4580 08:42 / 28.12.2016
.Поистине, призыв к Всевышнему Аллаху великое дело, основа в укреплении истины в исламском обществе. Один из наиболее важных путей призыва к Всевышнему Аллаху, читать полностью

9902 04:30 / 03.01.2017
.Вопрос Ассаламу алайкум. Хотел уточнить один вопрос, который гложет меня, Я познакомился с девушкой и влюбился, но узнал что она разведенная, и из за этого мои читать полностью

16962 11:41 / 15.02.2019
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью