Истории о пророках являются повествованием, отражающим долгий путь беспрерывной борьбы на пути иймана. Будущему поколению, в назидательном плане, очень важно знать как проходила борьба за веру в жизни предков и к чему это привело. Именно поэтому Всевышний Аллах уделяет особое внимание историям о пророках и приводит в Священном Куръане рассказы о двадцати пяти из них.
Здесь же повествуется история первого человека и первого пророка, нашего праотца Адама алайхиссалам:
30. И вот, сказал Господь твой ангелам: «Поистине, Я устанавливающий на земле наместника». Они сказали: «Разве Ты назначишь на ней того, кто будет там совершать нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?». Он сказал: «Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете!».
Из этого аята мы узнаем, что Всевышний Аллах пожелал сделать Адама Своим наместником — халифом на земле. Следовательно, человеку было оказано великое доверие, его посчитали достойным такой высшей степени, как стать наместником Величайшего Аллаха. Подобная честь несет и соответствуюшую огромную ответственность. Человек должен осознавать это и исполнять наказы Того, Кто назначил его халифом, стараться не запятнать высшую степень, которой его удостоил Создатель.
Из слов ангелов: «Разве Ты назначишь на ней того, кто будет там совершать нечестие и проливать кровь…?» становиться ясным, что они путем, известным лишь Аллаху и им самим, ведали о том, что человек будет производить нечестие на земле, сеять смуту и проливать кровь на ней и, в то же время, они посчитали, что эти творения — люди — создаются с целью совершения того, что они, ангелы, совершают сами по своему ангельскому естеству — ради совершения тасбиха, тахмида и священия Аллаха. Но знание Аллаха иное, ангелы не ведают этого.
«Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете!» сказал Всевышний Аллах.
То есть совершение нечестия или пролитие крови некоторыми из людей не могут стать препятствием перед волей сотворить на земле наместника. Также и постоянное возвеличивание Аллаха ангелами, произносящими тасбихи и тахмиды, не может препятствовать созданию других, помимо них, существ.
31. И научил [Он] Адама именам их всех, а потом представил их ангелам и сказал: «Сообщите Мне имена вон тех, если вы правдивы».
Из данного аята явствует, что когда Всевышний Аллах назначал человека Своим наместником на земле, то посвятил его в великое таинство. И это — обучение человека всем именам. То есть человек использует имена, значения в качестве определения всех вещей, окружающих его. Способность использовать речевые символы для разумения вещей, которые можно ощутить или которые имеют материальную оболочку, считается одной из самых великих способностей в жизни человека. В противном случае, если бы потребовалось объяснить кому-то, что такое гора, то не было бы иного выхода, кроме как отвести его к горе и показать, ведя вокруг нее. Если бы Всевышний Аллах не даровал человеку эту способность, то было бы сложно представить жизнь на земле.
Как говорится в преданиях, человек был обучен названиям всего, что его окружало — «это называется конь», «это называется солнце», «а это звезда», вплоть до названия даже самых маленьких вещей. То есть одной из основных причин назначения человека халифом на земле является его способность обретать знания. И то, что сегодня человек своими знаниями раскрывает секреты мироздания, есть результат дарованной тогда способности.
Всевышний Аллах, после того, как обучил человека всем именам, представил их перед ангелами и сказал, дескать, если ваши притязания по поводу того, разве можно сотворить того, кто станет совершать на земле нечестие и проливать кровь, правдивы, то назовите мне имена этих вещей. Ангелы оказались бессильны дать имена этим вещам и признав свое бессилие, они:
32. Сказали: «Пречист Ты! Нет у нас другого знания, кроме как того, чему научил Ты нас. Поистине, Ты — Знающий, Мудрый!».
Ангелы продемонстрировали здесь пример высокой благовоспитанности. Они без замедления, тотчас же признали свое незнание. Признание в своем незнании, вовремя сказанное «не знаю» считается хорошей манерой, а также большим знанием. Тогда Всевышний Аллах, для того чтобы показать достоинства Своего наместника на земле — человека,
33. Сказал: «О Адам, сообщи им имена их!». И когда он сообщил им имена их, то [Он] сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное небес и земли и знаю то, что вы обнаруживаете, и то, что скрываете?».
Таким образом проявилось превосходство Адама над ангелами. И это — знание, познания. Человек может производить нечестие и проливать кровь на земле, но также может использовать божественный дар — знание, в нужном месте и стать выше ангелов. В данной позиции, в частности, после того, как ангелы воочию узрели достоинство человека, Всевышний Аллах дал ангелам следующее повеление:
34. И вот, сказали Мы ангелам: «Совершите саджду Адаму!». И совершили они саджду, кроме Иблиса, отказался [он] и возгордился и стал из неверных.
Приказав ангелам совершить саджду, Аллах даровал Адаму великое положение. Но эта саджда не была совершена в знак поклонения, абыла исполнена для чествования Адама — великого творения Аллаха.
Ангелы незамедлительно пали ниц в саджду, потому как в их фитре — природном естестве нет свойства бунтовства и неповиновенияповелениям Аллаха. И только Иблис не совершил саджду. Исходя из этого выражения в аяте, некоторые утверждают: «Иблис в действительности был из числа ангелов, но по причине неповиновения повелению и отказа совершить саджду человеку, он был выведен из рядов ангелов». На самом же деле это не так. Иблис по происхождению относится джиннам, о чем есть аят. К тому же, как сказано в аяте Священного Куръана, в природе ангелов нет свойства неповиновенияповелениям Аллаха. Из этого можно сделать вывод, что в момент, когда Всевышний Аллах приказал ангелам пасть в саджду перед Адамом, Иблис тоже находился в этом месте. Вражда между Иблисом и человеком начинается именно с этого времени. Эта вражда превратилась в борьбу представителя добра с представителем зла.
Подробности же этого мы узнаем в процессе изучения последующих священных аятов, описывающих продолжение рассказа.