1445 год 11 Шаввал | 2024 год 20 апрель, суббота
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Куръан

Сура «ТОРИК»

14:29 / 25.05.2018 3656 Режим чтения + -


Ниспослана в Мекке. Состоит из 17 аятов.

Название суры взято из слова ат-торик из первого аята. Это слово в арабском языке означает «сильный стук». К примеру, арабы называют молоток митрока (сильно ударящий инструмент). «Торик» преимущественно употребляется арабами по отношению к человеку, пришедшему ночью и стучащемуся в дверь. Смысл слова «торик» в суре, перекликаясь с понятиями «ночной стук», «пришедший и стучащий в дверь ночью», отождествляется со значением «приходящий ночью».

Как и в других мекканских сурах, в суре «Торик» рассматриваются некоторые вопросы, относящихся к исламскому вероубеждению.

Речь в суре «Торик» идет о том, что человек после своей смерти обязательно воскреснет и предстанет перед своим Господом, что Священный Куръан является Словом Аллаха и ничто не может навредить ему. Далее следует обращение к человеку с воззванием, что он должен взглянуть на себя и поразмыслить о своем сотворении. Ведь он был выделившейся при соитии каплей, но Аллах превратил эту ничтожную каплю в человека, живого, развивающегося, наделенного умом и чувствами. Аллах, способный сотворить из капли человека, разве не способен его воскресить? Все на свете вершится волей Аллаха.

Сура начинается с клятвы небом и появляющейся ночью звездой, и подчеркнуто утверждается, что к каждому человеку приставлен ангел-хранитель. Затем приводятся доказательства того, что Всевышний Аллах — Тот, Который способен воскресить умершего. Далее говорится о грядущем Дне, когда все тайны будут раскрыты, и тогда неверные и заблудшие будут бессильны, и никто к ним не придет на помощь.

После этого Аллах клянется небесами и землей, утверждая, что Священный Куръан является Его различающим Словом, то есть различает истину и ложь, праведное и неверное, и что он не является шуткой.

В конце суры излагаются аяты, угрожающие возмездием неверным.

  

 بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО‎

 

 وَالسَّمَاءِ وَالطَّارِقِ

 1. Клянусь небом и ториком!

Выше уже было сказано, что на арабском языке словом «торик» обозначается то, что приходит ночью. Например, постучавшегося ночью в дверь посетителя арабы называют тоже «торик». Далее проясняется, что имеется в виду в этом аяте.

 

 وَمَا أَدْرَاكَ مَا الطَّارِقُ

2. А что дало тебе знать, что такое торик?

То есть откуда тебе знать, что такое торик — «приходящая ночью». Кто мог дать тебе знать, если не Аллах! Запомни это!

 

 النَّجْمُ الثَّاقِبُ

3. Звезда пронизывающая!

В арабском языке слово сакиб обозначает сияющую звезду. На практике это слово употребляется по отношению к пронзающему предмету, в данном случае оно употреблено, чтобы выразить смысл сияния, пронизывающего насквозь. Поскольку звезды своим светом пронизывают тьму, то арабы и называют их сакиб.

Следовательно, слово «торик» в первых двух аятах обозначает звезду. Как мы уже говорили, ночного посетителя, стучащегося в дверь, тоже называют торик. Как обобщить эти два разных понятия: звезду и приходящего ночью? Древние толкователи разъясняли, что поскольку звезда видима глазу лишь ночью, то ее можно назвать «приходящей ночью». В настоящее время наукой выявлена динамика звезд в галактиках. Нам кажется, что звезда стоит на месте, но на самом деле она движется в определенном направлении. Это один из научных феноменов Куръана.

Называть звезду сакиб, т.е. «пронизывающей» — факт такого же рода. Если древние толкователи говорили, что это описание в данном аяте характеризует пронизывающее ночную тьму сияние звезды, то нынешние научные открытия дополняют его новым смыслом. Ученые установили, что движущаяся звезда проходит через окружающие ее газы, то есть как бы пронзает их, оставляя за собой в пространстве безгазовый туннель. Сакиб — «звезда пронизывающая». Такое описание пятнадцативековой давности, характеризующее звезду, есть еще одно из научных чудес Куръана.

Всевышний Аллах в Священном Куръане клянется звездой и, тем самым, привлекает к ней внимание. И настоящая сура Священного Куръана получила название «Торик» — «Приходящая ночью», что означает звезду. Тем самым Священный Куръан стал первым источником, подчеркнувшим значимость звезд в мироздании. Мудрый замысел этого стал ясен позже, с развитием науки. Звезд в мировом пространстве оказалось неисчислимое множество.

Если Аллах клянется звездами, сияющими ночью на небе, следовательно, очередная весть должна быть весьма значимой. О чем же эта весть?

 

إِنْ كُلُّ نَفْسٍ لَمَّا عَلَيْهَا حَافِظٌ

4. Нет ни души, над которой нет хранителя.

То есть у каждого человека есть свой ангел-хранитель.

Этот ангел-хранитель оберегает его от всяких бед и несчастий. А вместе с тем бдит за хорошими и плохими делами человека, сохраняет-запоминает их и ведет счет. Раз так, то каждая живая душа должна отдавать себе отчет в том, что делает, и идти правильным путем. Человек не должен забываться и, возгордившись, терять голову. Прежде чем таким образом терять голову, пусть вспомнит, из чего он создан, откуда появился.

 
فَلْيَنْظُرِ الْإِنْسَانُ مِمَّ خُلِقَ

خُلِقَ مِنْ مَاءٍ دَافِقٍ

يَخْرُجُ مِنْ بَيْنِ الصُّلْبِ وَالتَّرَائِبِ

5. Пусть же посмотрит человек, из чего сотворен.

6. Сотворен из «воды» извергающейся,

7. Что выходит [из пространства] между хребтом и грудными костями.

В древности эти аяты трактовались следующим образом: человек создан из вязкой, мерзкой воды — жидкости, которая исходит из канала между позвоночным столбом (сулб) и грудной клеткой (тароиб) и которая называется маний (сперма). С относительным развитием науки был сделан вывод, что маний выходит из яичек, непосредственно связанных с половыми органами. При такой трактовке пришлось бы сделать заключение, что написанное в Куръане не есть научная истина. Некоторые грамотеи так и сказали. Но с дальнейшим развитием науки и изучением организма человека было доказано, что данный священный аят Куръана является научным чудом, подтверждением научных изысканий. Как показали исследования, мужская сперма вырабатывается в ячейках двух мужских яичек, которые питаются из двух больших кровеносных сосудов. С точки зрения пролегания пути подпитки, один из них представляет собой внутренний сосуд маний, другой — внешний сосуд маний.

Эти два крупных кровеносных сосуда берут начало с левой стороны главной сердечной артерии. Один из них достигает яичек через позвоночный столб, другой — через грудную клетку.

Следовательно, лишь невежественный человек может назвать Куръан научно необоснованной книгой. Настоящие обладатели знаний склоняют головы перед научными чудесами Куръана.

Эти аяты напоминают человеку, что он создан из ничтожной, презренной капли. Тем самым Аллах призывает человека к тому, чтобы он не зазнавался и не обольщался, не забывал о сути своего происхождения. Аллах, Который сотворил тебя из презренной капли, способен и на многое другое, в том числе…

 

إِنَّهُ عَلَىٰ رَجْعِهِ لَقَادِرٌ

يَوْمَ تُبْلَى السَّرَائِرُ

8. Поистине, Он на воскрешение его действительно способен!

9. В тот день вскроются тайны,

День, когда «вскроются тайны», — Судный день. Поистине, в тот день все тайное станет явным, даже все то, что осталось не раскрытым в этом мире. Может быть, в этой жизни можно увернуться от ответственности за содеянное, сокрыв и сказав, что не совершал это. Но в день Суда будет невозможно утаить что-либо. В тот день, когда все тайны будут раскрыты, Аллах по справедливости накажет человека, сотворенного из презренной капли, которая проходит между позвоночным столбом и грудной клеткой, человека, который, забыв это, поддался соблазнам, забыл что он по существу представляет собой, из чего сотворен. А раскрыв все утаенное, Аллах способен отправить такого человека в ад.

 

فَمَا لَهُ مِنْ قُوَّةٍ وَلَا نَاصِرٍ 

10. И не будет у него ни силы, ни помощника.

Откуда тогда у него сила, мощь! Ведь он тогда не будет способен ни на что, он станет жалким, беспомощным, хилым. Да и кто сможет оказать ему помощь, когда подвергает его мучениям Сам Всевышний Аллах?

Правильно ли поступают некоторые люди, с сомнением относящиеся к этим сведениям, изложенным в Священном Куръане? «Неужели все так и будет?» — подумается кому-то в крайнем случае. Чтобы отбросить прочь все подобные сомнения, Аллах в следующем аяте клятвенно заверяет:

 

 وَالسَّمَاءِ ذَاتِ الرَّجْعِ

11. Клянусь небом, обладателем возвращения!

Толкователи этого аята утверждают, что под словом «возвращение» имеется в виду дождь. Так как дождь — это земные испарения, которые, поднявшись в атмосферу, возвращаются в виде дождя. Именно учитывая процесс круговорота воды в природе небо здесь названо «обладателем возвращения». И Аллах клянется этим небом. Ибо небо в этом качестве имеет большое значение и заслуживает особого внимания. В том, что выпавшие с неба осадки, будь то дождь, или снег, или нечто другое, опять частично поднимаются в небо, а оттуда возвращаются опять на землю, поистине проявляется божественная мудрость и знамение Аллаха, а также этим демонстрируется Его сила и могущество. Особенно хорошо это понимают ученые-естествоведы.

 

 وَالْأَرْضِ ذَاتِ الصَّدْعِ

12. И землей, обладательницей прорывания!

В данном аяте под словом «прорывание» подразумевается растительный мир, который пробивается сквозь землю, а также содержится намек на воскрешение после смерти, в данном контексте имеется в виду возрождение после увядания. Например, трава отцветает и высыхает. А после дождя точно такой же травой прорастает опавшее ее семя.

Точно так же в Судный день пойдет ливень, после чего мертвые восстанут из могил, подобно проросшим семенам. Действительно, мертвые произрастут из неуязвимого семени, находящегося внутри крестца. Ученые сделали большое открытие, установив, что это семя, которое в арабском языке называется аджбуз занаб, не подвергается изменению ни под каким воздействием. В период раннего Ислама эти аяты привлекали внимание людей, и мусульмане заложили основу наук о земле и о том, что пробивается сквозь землю. Таким образом, именно мусульмане положили начало аграрным наукам, в чем весьма преуспели и были передовыми в их применении. Но самое главное, они признали могущество сотворившего все это Творца, и, уверовав в Него, они были непоколебимы в Его религии.

Основная цель, преследуемая приведенными в этих аятах клятвами, — утверждение истинности Священного Куръана.

 

 إِنَّهُ لَقَوْلٌ فَصْلٌ

وَمَا هُوَ بِالْهَزْلِ

13. Поистине, оно — действительно Слово различающее.

14. И оно — не шутка!

Слово «различающее» представляет здесь большую истину. Куръан различил все и указал на признаки разницы. В том числе он отличает истину ото лжи, хорошее от плохого, пользу от вреда, халал от харама, благое деяние от греховного, верующего от неверного, искреннего (мухлис) от лицемера (мунафика), и все остальное, необходимое. Различение Куръана есть божественное различение. Все остальное — различение неверное и суетное.

Вместе с тем Священный Куръан — это «не шутка». В нем нет ни одного бесполезного, бессмысленного, немудрого слова. В Священном Куръане изложена глубокая мудрость. Каждое его слово весьма серьезно, весьма полезно, весьма преисполнено смысла и мудрости. Однако безбожники не верят в обладающий этими качествами Куръан, не веруют в него, не следуют ему. Напротив, они поступают наоборот:

 

إِنَّهُمْ يَكِيدُونَ كَيْدًا

وَأَكِيدُ كَيْدًا

15. Поистине, они применяют хитрость,

16.И Я применяю хитрость.

Воздам должным наказанием за их хитрость, говорит Аллах.

Согласно исламскому вероубеждению, Аллаху субханаху ва таъала (Пречист Он, Всевышний), всегда относят совершенные качества. Поминается Он Пречистым от недостатков и изъянов. Аллах Единственный и Неповторимый, не существует другого, Ему подобного. Нельзя характеризовать Его теми качествами, которыми характеризуются люди. Что касается слова «хитрость», употребленного Аллахом, здесь применен прием, называемый в грамматике арабского языка мушакала, согласно которому слово приобретает несколько иное значение, и в данном случае под «хитростью» следует понимать возмездие в отношении тех, кто замышляет и совершает хитрость.

 

 فَمَهِّلِ الْكَافِرِينَ أَمْهِلْهُمْ رُوَيْدًا

17. Так отсрочь же неверным, отсрочь им немного!

То есть не торопись, не думай, что не падет кара на неверных, всему свое время. Они пока могут гулять, веселиться, но все равно им не избежать расплаты и не спастись от возмездия.


Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Статьи по теме
Прежде чем поговорить о муфассирах толкователях Куръана и науке тафсир в Маварауннахре, давайте бросим взгляд на историю возникновения и развития этой великой читать полностью

6023 05:54 / 05.01.2017
5. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам несколько раз совершал намаз джаназа над могилой. Сведения об этом переданы в двух сборниках .Сахих, и других книгах. читать полностью

3784 06:58 / 05.01.2017
..Всевышний Аллах в суре .Набаъ, сказал .И сотворили Мы вас парами,8аят.Надо понимать ndash мужчинами и женщинами.Уже одно то, что человек сотворен Всевышним Аллахом читать полностью

15476 12:34 / 08.01.2019
..Слово .аят, имеет несколько лексических значений1. Чудо.Всевышний Аллах в суре .Бакара, сказал.Спроси сынов Исраила сколько дали Мы им ясных аятов знамений, аят 211.2. читать полностью

34608 14:30 / 26.06.2019
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью