المستحب للأذان
МУСТАХАБЫ АЗАНА
397- عَنْ عُثْمَانَ بْنِ أَبِي الْعَاصِ t قَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ، اجْعَلْنِي إمَامَ قَوْمِي، فَقَالَ: أَنْتَ إمَامُهُمْ وَاقْتَدِ بِأَضْعَفِهِمْ، وَاتَّخِذْ مُؤَذِّنًا لَا يَأْخُذُ عَلَى أَذَانِهِ أَجْرًا. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا الْبُخَارِيَّ.
«Он сказал:
— О Посланник Аллаха, назначте меня имамом моего племени.
Он сказал:
— Ты — их имам. Следуй за самым слабым из них и возьми муадзина, не берущего награды (платы)».
Передали пятеро, кроме Бухари.
Пояснение: Сначала познакомимся с передатчиком этого хадиса Усманом ибн Абул Āссом радияллаху анху:
Усман ибн Абул Āсс ибн Бишр ибн Абдуллах ибн Духман имел кунйу Абу Абдуллах.
Этот великий сподвижник принял Ислам, прибыв в качестве посла племени Сакиф. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам назначил его руководителем его племени. Он очень сильно хотел стать факихом в Исламе, сильно стремился к изучению Куръана. При жизни Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам он стал руководителем Таифа. Когда после кончины Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам жители Таифа намеревались выйти из Ислама, став муртадами, своими наставлениями и мудрыми словами ему удалось удержать их от этого.
Когда он сказал: «О жители Таифа! Вы не спешили в принятии Ислам и приняли его последними, а теперь торопитесь выходить из него, чтобы быть первыми в этом?!», народ послушался его и не вышел из Ислама.
Увидев это положение, Абу Бакр радияллаху анху вновь назначил Усмана ибн Абул Āсса правителем Таифа. Он остался руководить Таифом до второго года правления халифа Умара ибн Хаттаба радияллаху анху.
После этого, Умар радияллаху анху назначил его правителем Омана и Бахрейна. Участвуя в фатхе этих земель, он убил царя Шахрика. Помимо этого, он внес большой вклад в деле фатха земель Персии и Индии.
В этом хадисе слова Пророка алайхиссалам: «Следуй за самым слабым из них…», означают «совершай намаз исходя из возможностей самого слабого из них».
Польза, извлекаемая из этого хадиса:
Конечно, безвозмездное исполнение обязанностей муадзина это хорошо, но есть и те, кто исходя из условий разрешал платить за это.
398- عَنْ زِيَادِ بْنِ الْحَارِثِ الصُّدَائِيِّ t قَالَ: أَمَرَنِي رَسُولُ اللهِ r أَنْ أُؤَذِّنَ فِي صَلَاةِ الْفَجْرِ فأَذَّنْتُ فأَرَادَ بِلَالٌ أَنْ يُقِيمَ فَقَالَ رَسُولُ اللهِ r: إِنَّ أَخَا صُدَاءٍ قَدْ أَذَّنَ فَمَنْ أَذَّنَ فَهُوَ يُقِيمُ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَأَبُو دَاوُدَ.
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам велел мне провозгласить азан намаза фаджр. Так, я произнес азан. Потом, когда Билал собрался провозгласить икаму, Посланник Аллаха Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Воистину, азан произнес судаътянин. Так, икаму провозглашает тот же, кто произнес азан».
Передали Тирмизи и Абу Давуд.
Пояснение: Сначала познакомимся с равийем этого хадиса Зийадом ибн ал-Харисом ас-Судаъи радияллаху анху.
Зийад ибн ал-Харис ас-Судаъи радияллаху анху был одним из великих сподвижников, совершивших байъат Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам собирался направить войско против его племени, Зийад попросил позволить ему еще раз попробовать призвать племя к Исламу. Придя в свое племя, Зийад обратился с призывом принять Ислам. Потом он вернулся к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, сообщив о том, что люди его племени стали мусульманами. После этого, сказав: «Твое племя слушается тебя», Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам назначил Зийада старшим над ними.
Зийад передал немало хадисов от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. От него хадисы передавали Зийад ибн Наъим ал-Хазрами, Абдулгаффар ибн Майсара, его сын Рафиъ и другие.
Опираясь на этот хадис, все улемы приняли положение о том, что икаму провозглашает тот, кто провозгласил азан. В некоторых отдельных случаях его может произносить и другой человек, но лучше если это сделает сам муадзин.
399- عَنِ امْرَأَةٍ مِنْ بَنِي النَّجَّارِ قَالَتْ: كَانَ بَيْتِي مِنْ أَطْوَلِ بَيْتٍ حَوْلَ الْمَسْجِدِ، وَكَانَ بِلَالٌ يُؤَذِّنُ عَلَيْهِ الْفَجْرَ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ.
«Мой дом был самым высоким среди домов, находящихся вокруг мечети. Билал произносил азан утреннего намаза, взобравшись на него».
Передал Абу Давуд.
Пояснение: Из этого следует, что азан нужно произносить так, чтобы он был слышен на максимальном расстоянии. Именно поэтому мусульмане всегда стремились сделать для этого все возможное. Бесчисленное количество высоких минаретов, башен, существующих в мусульманском мире, воздвигнуты именно для этой цели. Для этого же используются и современные возможности. Мусульманин получает удовольствие, слушая азан. Чем громче и дальше он слышен, тем большую радость это доставляет ему.
400- عَنْ أَبِي جُحَيْفَةَ t قَالَ: رَأَيْتُ بِلَالًا يُؤَذِّنُ وَيَدُورُ وَيَتْبَعُ فَاهُ هَهُنَا وَهَهُنَا وَأُصْبُعَاهُ فِي أُذُنَيْهِ وَرَسُولُ اللهِ r فِي قُبَّةٍ لَهُ حَمْرَاءَ مِنْ أَدَمٍ، فَخَرَجَ بِلَالٌ بَيْنَ يَدَيْهِ بِالْعَنَزَةِ فَرَكَزَهَا فِي الْبَطْحَاءِ فَصَلَّى إِلَيْهَا رَسُولُ اللهِ r يَمُرُّ بَيْنَ يَدَيْهِ الْكَلْبُ وَالْحِمَارُ وَعَلَيْهِ حُلَّةٌ حَمْرَاءُ كَأَنِّي أَنْظُرُ إِلَى بَرِيقِ سَاقَيْهِ. وَفِي رِوَايَةٍ: فَلَمَّا بَلَغَ «حَيَّ عَلَى الصَّلَاةِ، حَيَّ عَلَى الْفَلَاحِ» لَوَى عُنُقَهُ يَمِينًا وَشِمَالًا وَلَمْ يَسْتَدِرْ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ وَلَفْظُهُ لِلتِّرْمِذِيِّ.
«Я видел, как Билал ходит по кругу, провозглашая азан. Он поворачивал свой рот то в одну, то в другую стороны, два его пальца прикрывали уши. Посланник Аллаха же саллаллаху алайхи васаллам находился в шалаше, изготовленном из выдубленной шкуры. Так, Билал вынес к нему посох и воткнул в просторное место земли. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершил намаз, обратившись лицом к посоху. Перед ним алайхиссалам проходили собаки, ослы. На нем алайхиссалам была красная одежда. Мне были видны две его белые икры (голени)».
В другой передаче хадиса сказано:
«Дойдя до (фраз): «Хаййа алас солаах, хаййа алал фалаах», он повернул шею вправо и влево, не ходил вокруг».
Передали все пятеро. Версия Тирмизи.
Пояснение: Слова: «Я видел, как Билал ходит по кругу, провозглашая азан», означают, что он переходил с одного места на другое. Потому что азан провозглашается только в направлении киблы, а в обратную сторону поворачиваться нельзя.
Польза, извлекаемая из данного хадиса:
401- عَنْ جَابِرٍ t أَنَّ رَسُولَ اللهِ r قَالَ لِبِلَالٍ: يَا بِلَالُ، إِذَا أَذَّنْتَ فَتَرَسَّلْ فِي أَذَانِكَ، وَإِذَا أَقَمْتَ فَاحْدُرْ، وَاجْعَلْ بَيْنَ أَذَانِكَ وَإِقَامَتِكَ قَدْرَ مَا يَفْرُغُ الْآكِلُ مِنْ أَكْلِهِ، وَالشَّارِبُ مِنْ شُرْبِهِ، وَالْمُعْتَصِرُ إِذَا دَخَلَ لِقَضَاءِ حَاجَتِهِ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ.
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал Билалу:
— О Билал, когда ты провозглашаешь азан, провозглашай его не торопясь, протяжно. А икаму произноси быстро (в темпе). Оставь между азаном и икамой столько времени, сколько уходит на то, чтобы освободились принимающий пищу от своей еды, пьющий от своего питья, вошедший справлять нужду от своей нужды».
Передал Тирмизи.
Пояснение: Польза, извлекаемая из этого хадиса: