1446 год 21 Джумадаул аввал | 2024 год 22 ноябрь, пятница
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Мустахабы азана

04:41 / 15.01.2019 1812 Режим чтения + -
.

المستحب للأذان

 

МУСТАХАБЫ АЗАНА

 

397- عَنْ عُثْمَانَ بْنِ أَبِي الْعَاصِ t قَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ، اجْعَلْنِي إمَامَ قَوْمِي، فَقَالَ: أَنْتَ إمَامُهُمْ وَاقْتَدِ بِأَضْعَفِهِمْ، وَاتَّخِذْ مُؤَذِّنًا لَا يَأْخُذُ عَلَى أَذَانِهِ أَجْرًا. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا الْبُخَارِيَّ.

 

  1. Передается от Усмана ибн Абул Āсса радияллаху анху:

«Он сказал:

— О Посланник Аллаха, назначте меня имамом моего племени.

Он сказал:

 — Ты — их имам. Следуй за самым слабым из них и возьми муадзина, не берущего награды (платы)».

Передали пятеро, кроме Бухари.

Пояснение: Сначала познакомимся с передатчиком этого хадиса Усманом ибн Абул Āссом радияллаху анху:

Усман ибн Абул Āсс ибн Бишр ибн Абдуллах ибн Духман имел кунйу Абу Абдуллах.

Этот великий сподвижник принял Ислам, прибыв в качестве посла племени Сакиф. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам назначил его руководителем его племени. Он очень сильно хотел стать факихом в Исламе, сильно стремился к изучению Куръана. При жизни Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам он стал руководителем Таифа. Когда после кончины Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам жители Таифа намеревались выйти из Ислама, став муртадами, своими наставлениями и мудрыми словами ему удалось удержать их от этого.

Когда он сказал: «О жители Таифа! Вы не спешили в принятии Ислам и приняли его последними, а теперь торопитесь выходить из него, чтобы быть первыми в этом?!», народ послушался его и не вышел из Ислама.

Увидев это положение, Абу Бакр радияллаху анху вновь назначил Усмана ибн Абул Āсса правителем Таифа. Он остался руководить Таифом до второго года правления халифа Умара ибн Хаттаба радияллаху анху.

После этого, Умар радияллаху анху назначил его правителем Омана и Бахрейна. Участвуя в фатхе этих земель, он убил царя Шахрика. Помимо этого, он внес большой вклад в деле фатха земель Персии и Индии.

В этом хадисе слова Пророка алайхиссалам: «Следуй за самым слабым из них…», означают «совершай намаз исходя из возможностей самого слабого из них».

Польза, извлекаемая из этого хадиса:

  1. Допустимо просить руководителя о назначении имамом общины
  2. Имам над людьми назначается руководителем.
  3. Имам должен облегчать намаз исходя из возможностей самого слабого человека общины.
  4. Община должна иметь муадзина так же, как и имама.
  5. Муадзина выбирает имам.
  6. Хорошо, когда муадзин исполняет свою основную обязанность бесплатно.

Конечно, безвозмездное исполнение обязанностей муадзина это хорошо, но есть и те, кто исходя из условий разрешал платить за это.

398- عَنْ زِيَادِ بْنِ الْحَارِثِ الصُّدَائِيِّ t قَالَ: أَمَرَنِي رَسُولُ اللهِ r أَنْ أُؤَذِّنَ فِي صَلَاةِ الْفَجْرِ فأَذَّنْتُ فأَرَادَ بِلَالٌ أَنْ يُقِيمَ فَقَالَ رَسُولُ اللهِ r: إِنَّ أَخَا صُدَاءٍ قَدْ أَذَّنَ فَمَنْ أَذَّنَ فَهُوَ يُقِيمُ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَأَبُو دَاوُدَ.

  1. Передается от Зийада ибн ал-Хариса ас-Судаъи радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам велел мне провозгласить азан намаза фаджр. Так, я произнес азан. Потом, когда Билал собрался провозгласить икаму, Посланник Аллаха Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

 — Воистину, азан произнес судаътянин. Так, икаму провозглашает тот же, кто произнес азан».

Передали Тирмизи и Абу Давуд.

Пояснение: Сначала познакомимся с равийем этого хадиса Зийадом ибн ал-Харисом ас-Судаъи радияллаху анху.

Зийад ибн ал-Харис ас-Судаъи радияллаху анху был одним из великих сподвижников, совершивших байъат Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам собирался направить войско против его племени, Зийад попросил позволить ему еще раз попробовать призвать племя к Исламу. Придя в свое племя, Зийад обратился с призывом принять Ислам. Потом он вернулся к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, сообщив о том, что люди его племени стали мусульманами. После этого, сказав: «Твое племя слушается тебя», Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам назначил Зийада старшим над ними.

Зийад передал немало хадисов от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. От него хадисы передавали Зийад ибн Наъим ал-Хазрами, Абдулгаффар ибн Майсара, его сын Рафиъ и другие.

Опираясь на этот хадис, все улемы приняли положение о том, что икаму провозглашает тот, кто провозгласил азан. В некоторых отдельных случаях его может произносить и другой человек, но лучше если это сделает сам муадзин.

399- عَنِ امْرَأَةٍ مِنْ بَنِي النَّجَّارِ قَالَتْ: كَانَ بَيْتِي مِنْ أَطْوَلِ بَيْتٍ حَوْلَ الْمَسْجِدِ، وَكَانَ بِلَالٌ يُؤَذِّنُ عَلَيْهِ الْفَجْرَ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ.

 

  1. Передается от женщины из рода Бани Наджжар радияллаху анху:

«Мой дом был самым высоким среди домов, находящихся вокруг мечети. Билал произносил азан утреннего намаза, взобравшись на него».

Передал Абу Давуд.

Пояснение: Из этого следует, что азан нужно произносить так, чтобы он был слышен на максимальном расстоянии. Именно поэтому мусульмане всегда стремились сделать для этого все возможное. Бесчисленное количество высоких минаретов, башен, существующих в мусульманском мире, воздвигнуты именно для этой цели. Для этого же используются и современные возможности. Мусульманин получает удовольствие, слушая азан. Чем громче и дальше он слышен, тем большую радость это доставляет ему.

400- عَنْ أَبِي جُحَيْفَةَ t قَالَ: رَأَيْتُ بِلَالًا يُؤَذِّنُ وَيَدُورُ وَيَتْبَعُ فَاهُ هَهُنَا وَهَهُنَا وَأُصْبُعَاهُ فِي أُذُنَيْهِ وَرَسُولُ اللهِ r فِي قُبَّةٍ لَهُ حَمْرَاءَ مِنْ أَدَمٍ، فَخَرَجَ بِلَالٌ بَيْنَ يَدَيْهِ بِالْعَنَزَةِ فَرَكَزَهَا فِي الْبَطْحَاءِ فَصَلَّى إِلَيْهَا رَسُولُ اللهِ r يَمُرُّ بَيْنَ يَدَيْهِ الْكَلْبُ وَالْحِمَارُ وَعَلَيْهِ حُلَّةٌ حَمْرَاءُ كَأَنِّي أَنْظُرُ إِلَى بَرِيقِ سَاقَيْهِ. وَفِي رِوَايَةٍ: فَلَمَّا بَلَغَ «حَيَّ عَلَى الصَّلَاةِ، حَيَّ عَلَى الْفَلَاحِ» لَوَى عُنُقَهُ يَمِينًا وَشِمَالًا وَلَمْ يَسْتَدِرْ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ وَلَفْظُهُ لِلتِّرْمِذِيِّ.

 

  1. Передается от Абу Джухайфы радияллаху анху:

 «Я видел, как Билал ходит по кругу, провозглашая азан. Он поворачивал свой рот то в одну, то в другую стороны, два его пальца прикрывали уши. Посланник Аллаха же саллаллаху алайхи васаллам находился в шалаше, изготовленном из выдубленной шкуры. Так, Билал вынес к нему посох и воткнул в просторное место земли. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершил намаз, обратившись лицом к посоху. Перед ним алайхиссалам проходили собаки, ослы. На нем алайхиссалам  была красная одежда. Мне были видны две его белые икры (голени)».

В другой передаче хадиса сказано:

 «Дойдя до (фраз): «Хаййа алас солаах, хаййа алал фалаах», он повернул шею вправо и влево, не ходил вокруг».

Передали все пятеро. Версия Тирмизи.

Пояснение: Слова: «Я видел, как Билал ходит по кругу, провозглашая азан», означают, что он переходил с одного места на другое. Потому что азан провозглашается только в направлении киблы, а в обратную сторону поворачиваться нельзя.

Польза, извлекаемая из данного хадиса:

  1. Для того, чтобы азан услышало большее число людей, разрешается провозглашать его переходя с одного места на другое.
  2. С этой целью муадзин может поворачивать рот (лицо) в разные стороны.
  3. Хорошо, если муадзин для повышения голоса закроет уши пальцами (вставит пальцы в уши).
  4. Сидеть в шалаше из обработанной кожи разрешается.
  5. Уровень достоинства и почета хазрата Билала радияллаху анху.
  6. При совершении намаза на открытом месте перед имамом следует поставить преграду в виде посоха или чего-нибудь в этом роде.
  7. Если кто-то пройдет перед совершающим намаз человеком, перед которым поставлена преграда, это не нарушает его намаз.
  8. Одевать одежду красного цвета разрешается.
  9. При совершении намаза допускается оставлять открытыми икры (голени).
  10. Во время произнесения слов «хаййа алас солаах» муадзин поворачивает голову вправо, а при произнесении слов «хаййа алал фалаах» — влево.
  11. Во время произнесения азана муадзин не поворачивает свое тело.

401- عَنْ جَابِرٍ t أَنَّ رَسُولَ اللهِ r قَالَ لِبِلَالٍ: يَا بِلَالُ، إِذَا أَذَّنْتَ فَتَرَسَّلْ فِي أَذَانِكَ، وَإِذَا أَقَمْتَ فَاحْدُرْ، وَاجْعَلْ بَيْنَ أَذَانِكَ وَإِقَامَتِكَ قَدْرَ مَا يَفْرُغُ الْآكِلُ مِنْ أَكْلِهِ، وَالشَّارِبُ مِنْ شُرْبِهِ، وَالْمُعْتَصِرُ إِذَا دَخَلَ لِقَضَاءِ حَاجَتِهِ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ.

  1. Передается от Джабира радияллаху анху:

 «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал Билалу:

 — О Билал, когда ты провозглашаешь азан, провозглашай его не торопясь, протяжно. А икаму произноси быстро (в темпе). Оставь между азаном и икамой столько времени, сколько уходит на то, чтобы освободились принимающий пищу от своей еды, пьющий от своего питья, вошедший справлять нужду от своей нужды».

Передал Тирмизи.

Пояснение: Польза, извлекаемая из этого хадиса:

  1. Азан следует произносить не спеша, четко и протяжно выговаривая каждое слово.
  2. Икаму следует произносить в темпе.
  3. Между азаном и икамой должно быть достаточно времени для того, чтобы человек мог успеть удовлетворить свои потребности, совершить омовение и успеть прибыть к месту совершения намаза. Однако во время намаза магриб икаму принято произносить сразу после азана.
.
Автор
islom.uz
Источник
islom.uz
Статьи по теме
Вы задумывались как же это великая награда когда встаете на утренний намаз Или же одинь день поста держанного ради Аллаха В хадисе говориться Со слов Сахля ибн читать полностью

1933 14:30 / 14.08.2019
..Вопрос. Правда ли, что нужно торопиться в совершении хороших дел, если да, то насколько это правильно Какие из дел помогают нам добиться довольства Всевышнего и читать полностью

2984 14:08 / 03.12.2018
.Европейские ученые одним небрежным движением могут опрокинуть теорию относительности Эйнштейна. Совместный эксперимент швейцарских и итальянских физиков читать полностью

3504 04:39 / 03.01.2017
.Тафсир Хилал. Сура Ниса аяты 8081 Далее рассматривается неловкое положение, возникшее в рядах мусульман   80. Кто повинуется Посланнику, то действительно читать полностью

5152 06:13 / 04.02.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью