Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аяты 95-96)
Мы рассмотрели еще одно из учений об усердствовании. В следующих аятах описывается разница между вышедшими и не вышедшими на усердствование:
لاَّ يَسْتَوِي الْقَاعِدُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ غَيْرُ أُوْلِي الضَّرَرِ وَالْمُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللّهِ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ فَضَّلَ اللّهُ الْمُجَاهِدِينَ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ عَلَى الْقَاعِدِينَ دَرَجَةً وَكُلاًّ وَعَدَ اللّهُ الْحُسْنَى وَفَضَّلَ اللّهُ الْمُجَاهِدِينَ عَلَى الْقَاعِدِينَ أَجْرًا عَظِيمًا دَرَجَاتٍ مِّنْهُ وَمَغْفِرَةً وَرَحْمَةً وَكَانَ اللّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا
95. Не равняются верующие, отсиживающиеся, не имея увечий, и усердствующие на пути Аллаха своими имуществами и душами. Аллах дал усердствующим своими имуществами и душами превосходство в степени над отсиживающимися. И обещал Аллах всем [из них] прекрасное. И Аллах дал превосходство усердствующим над отсиживающимися великим вознаграждением;
96. Степенями от Себя, и прощением, и милосердием. И Аллах — Прощающий, Милосердный.
В данном аяте поясняется разница между усердствующим правоверным и верующим, который отсиживается дома, не выходя на джихад. По этому поводу отмечается, что оставшиеся без уважительной причины в стороне от усердствования никогда не смогут сравниться с теми, кто усердствует на пути Аллаха своим имуществом и жизнью.
«Не равняются верующие, отсиживающиеся не имея увечий, и усердствующие на пути Аллаха своими имуществами и своими душами».
Для тех же, кто имеет уважительную причину, другое определение: если они не могут выйти из-за полученных увечий или физических недостатков, либо в силу своей бедности, им это простительно.
Имам Бухари передает от почтенного Анаса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— В Медине есть такие люди, что даже если вы пройдете определенный путь или пересечете какую-нибудь долину, воистину, они тоже будут с вами.
Люди спросили:
— Даже если они останутся в Медине, о Посланник Аллаха?
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Да. Их задержала уважительная причина».
В следующей фразе аята говорится о разнице между усердствующими (муджахидами) и теми, кто остался сидеть дома без уважительной причины:
«Аллах дал усердствующим своими имуществами и своими душами превосходство в степени над отсиживающимися».
Чтобы яснее понять эту высокую степень, обратимся к хадису Пророка алайхиссалам.
В хадисе, переданном имамом Бухари и имамом Муслимом от Абу Саъида ал-Худри радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«В раю существуют сто степеней, которые уготовал Аллах. Разница между каждым из них равняется небесам и земле».
Аъмаш рахматуллахи алайхи передает от Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Тому, кто выстрелит из лука одну стрелу, будет дарована в награду одна степени.
Кто-то спросил:
— О Посланник Аллаха, что такое степень?
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Степень — это не порог дома твоей матери. Между каждыми двумя степенями расстояние сто лет пути».
После пояснения разницы между каждыми степенями, напоминается, что Аллах всем обещал наилучшее:
«И обещал Аллах всем [из них] прекрасное».
Как утверждают многие ученые, под «прекрасным» подразумевается рай. Как бы то ни было, у иймана есть свой вес. Деяния, совершенные по велению иймана, по праву становятся причиной разнообразности степеней среди обладающих ийманом.
Упоминаемые в этом аяте «отсиживающиеся» не являются мунафиками. Они тоже мусульмане, однако допустили упущение относительно усердствования. Поэтому они не выходят из рядов мусульман, но их степени весьма понижаются. Размер этого проигрыша еще лучше проясняется в нижеследующей фразе:
«И Аллах дал превосходство усердствующим над отсиживающимися великим вознаграждением; степенями от Себя, и прощением, и милосердием».
Значит, усердствующие (муджахиды) превосходят своим достоинством других по нескольким критериям. Прежде всего, им даруется великая награда. Затем им даются степени от Всевышнего Аллаха. Это очень большое вознаграждение. Потом Аллах прощает все ошибки и прегрешения усердствовавших. И удостаивает их Своего милосердия.
В конце аята напоминанием сифатов Аллаха еще раз подчеркивается, что осуществление всех этих благ в отношении усердствовавших очень легко для Него.
«И Аллах — Прощающий, Милосердный».
.