[аяты 20-21]
В следующем священном аяте осуждается то обстоятельство, как люди джахилийи во время развода, притесняя женщин, насильно отбирают свой махр, дарованный им.
وَإِنْ أَرَدتُّمُ اسْتِبْدَالَ زَوْجٍ مَّكَانَ زَوْجٍ وَآتَيْتُمْإِحْدَاهُنَّ قِنطَارًا فَلَا تَأْخُذُوامِنْهُ شَيْئًا أَتَأْخُذُونَهُبُهْتَانًا وَإِثْمًا مُّبِينًاﭣ
20. И если вы пожелали замены — другую жену вместо [первой] жены, и дали одной из них [в махр] несметное количество [имущества], то не отбирайте из него ничего. Неужели возьмете его клеветой и явным грехом?
وَكَيْفَ تَأْخُذُونَهُ وَقَدْ أَفْضَى بَعْضُكُمْ إِلَى بَعْضٍوَأَخَذْنَ مِنكُم مِّيثَاقًاغَلِيظًاﭯ
21. И как возьмете его, ведь вы уже имели близость друг с другом и они взяли с вас твердое обещание?!
Предыдущие аяты излагали, что у арабов джахилийи было в обычае совершать несправедливость, угнетать и притеснять женщину, чтобы получить обратно махр, дарованный ей при женитьбе. В этих аятах Всевышний Аллах вновь обращается к правоверным мусульманам и поясняет, что это дело совершенно неправильно.
Но если бесполезны все усилия, приложенные во исполнение указаний предыдущих аятов, чтобы жить в добре и в надежде, что все исправится, и если не осталось другого выхода, кроме развода и «…если вы пожелали замены — другую жену вместо [первой]жены, и дали одной из них [в махр] несметное количество [имущества], то не отбирайте из него ничего».
Значение, которое мы перевели как «несметное количество» в священном аяте выражено словом «кинтарон». Арабы используют это слово в отношении большого количества имущества.
Некоторые говорят, что в качестве махра невесте можно давать сколько угодно много добра и приводят в качестве доказательства именно этот аят.
Когда речь заходит об этом, улемы напоминают известную историю с почтенным Умаром ибн Хаттабом радияллаху анху. Хафиз Абу Яъла передает от Шаъбийа, а он — от Масрука:
«В период своего халифства Умар ибн Хаттаб поднялся на минбар Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и, сказал:
— О люди! Вы же слишком завысили махр для женщин! Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и его сподвижники не превышали четырехсот дирхамов. Бывало даже меньше этого. Если бы увеличение махра было делом богобоязненности перед Аллахом или великодушным поступком, то вы не смогли бы обогнать их. Чтобы я не слышал, как кто-то дал женщине махр свыше четырехсот дирхамов!
Сказав это, он спустился с минбара.
Тогда одна женщина из курайшитов встала поперек его пути и сказала:
— О повелитель правоверных, ты запретил людям назначать женщинам махр свыше четырехсот дирхамов?
Умар сказал:
— Да.
Она сказала:
— Разве ты не слышал положения Аллаха, ниспосланного Им в Куръане?!
Умар спросил:
— Что же это за положение?
Она сказала:
— Разве ты не слышал аят Аллаха, в котором говорится: “и дали одной из них [в махр]несметное количество [имущества]”?!
Умар сказал:
— Господи, помилуй! Люди более сведущи в фикхе, чем Умар!
Вернувшись назад, он снова поднялся на минбар и сказал:
— О люди, я повелел вам не давать махр женщинам свыше четырехсот дирхамов. Но теперь кто сколько хочет, пусть столько и дает из своего имущества. Умар ошибся. Женщина права».
Однако мусульманину совершенно не приличествует при разводе пытаться получить данный во время женитьбы махр обратно, будь его мало или много. В данном аяте, наряду с открытым запрещением этого дела, поясняется также и его мудрость, тем самым пробуждаются в совести мужчин особые тонкие чувства. Обратите внимание на куръаническое выражение.
Как оно изысканно, как оно впечатляет!
«И как возьмете его, ведь вы уже имели близость друг с другом и они взяли с вас твердое обещание?!»
В браке муж с женой соединяются не только физически, но и духовно. Их чувства и ощущения, мечты и надежды, совесть, тайны и секреты, горести и печали, счастье и благоденствие, всё-всё соединяется, сливается. В Исламе брак и семья являются священной связью и очагом, никах заключается именем Аллаха, согласно сунне Пророка саллаллаху алайхи васаллам. И ради уважения к этой святости, ради уважения к прожитой вместе жизни, из почтения ко всему, что соединилось, при разводе следует расходиться по-доброму. Пытаться обратно получить махр, дарованный когда-то по доброй воле, у женщины, с которой жил вместе, совершенно не приличествует мусульманину, и вообще, любому мужчине.
О значении фразы «твердое обещание» в аяте Суфян ас-Саври сказал: «Это завет о том, чтобы удерживать по-доброму или развестись по-доброму».
А Рабиъ ибн Анас сказал: «Это заключено в хадисе Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам:
«Вы получили их от Аллаха в качестве аманата [вверенного] и словом Аллаха сделали их дозволенными для себя».
.