[аят 19]
В последующих аятах речь пойдет об избавлении общества мусульман от некоторых джахилитских несправедливостей, проявляющихся в отношении женщин.
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَرِثُواالنِّسَاءَ كَرْهًا وَلَا تَعْضُلُوهُنَّلِتَذْهَبُوا بِبَعْضِ مَاآتَيْتُمُوهُنَّ إِلَّا أَن يَأْتِينَ بِفَاحِشَةٍ مُّبَيِّنَةٍوَعَاشِرُوهُنَّبِالْمَعْرُوفِ فَإِن كَرِهْتُمُوهُنَّفَعَسَى أَن تَكْرَهُوا شَيْئًا وَيَجْعَلَ اللَّهُ فِيهِخَيْرًاكَثِيرًاﯰ
19. О вы, которые уверовали! Не дозволяется вам, чтобы вы наследовали женщин по принуждению. И не удерживайте их насильно, чтобы не унесли часть того, что вы им дали, если только они не совершили явного разврата, и живите с ними по достоинству. Если же вы возненавидели их, быть может, в том, что вы ненавидите, Аллах заложил много добра.
Этот аят упраздняет некоторые обычаи, которые в доисламский период были установлены в форме угнетения и притеснения женщин. В том числе, по обычаю арабов джахилийи, когда мужчина умирал, его жена доставалась в наследство его родственникам наряду с другим имуществом. Ее насильно забирали в наследство. Если кто-нибудь желал, женился на ней, не давая махр, или отдавали ее в жены другому, а махр забирали сами, или вообще не выдавали эту несчастную замуж и сами тоже не женились на ней, а удерживали ее понапрасну. В аяте Всевышний Аллах обращается к Своим рабам из правоверных мусульман, поясняет, что подобные дела не годятся, и устраняет несправедливость, гнет и притеснения в отношении женщин.
«О вы, которые уверовали! Не дозволяется вам, чтобы вы наследовали женщин по принуждению. И не удерживайте их насильно, чтобы не унесли часть того, что вы им дали, если только они не совершили явного разврата…».
Значение, которое мы перевели как «не удерживайте их насильно», в куръанической формулировке произносится как азл. О значении «азл» в этом аяте ученые высказали следующее мнение.
Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху говорил: «Азл означает «насилие», «злость», «огорчение». Если муж разлюбил свою жену и хочет получить обратно дарованный ей махр, он со злостью применяет к ней насилие и гнет, пытаясь заставить ее сделать так, чтобы, не выдержав, в конце концов она была вынуждена попросить для себя развода всеми возможными способами, пусть даже если это будет за счет возврата данного им ей махра».
По словам Абдуррахмана ибн Зайда: «Курайшиты понимали азл так: человек женится на авторитетной женщине, но она не подходит ему и он разводится. Однако он ставит условие, что без его согласия она не выйдет замуж за другого. Когда к ней приходили свататься, она отдавала ему часть из добра, дарованного сватом, удовлетворяя его требования. Только тогда он разрешал ей выйти замуж, а иначе продолжал удерживать».
Известный муфассир Ибн Касир в толковании этого понятия говорил: «Это означает, что нельзя применять насилие в супружеской жизни в отношении женщин, чтобы они вернули дарованный вами им махр».
Все эти мнения взаимодополняют друг друга. Наряду с этим, все эти предания показывают, какой была бы несправедливость и гнет в отношении женщин, не будь положений Ислама. Учения Ислама, в том числе и этот священный аят, наряду с запрещением такого рода угнетений и притеснений, повелевают мужчинам жить со своими женами по достоинству, по-хорошему, даже если они им разонравились:
«…и живите с ними по достоинству. Если же вы возненавидели их, быть может, в том, что вы ненавидите, Аллах заложил много добра».
Согласно учениям Ислама, муж и жена должны чувствовать друг к другу симпатию, любовь, сочувствие, сострадание, милосердие, заботу, дружбу и привязанность. Поэтому не следует сразу же переходить к притеснениям и угнетениям в отношении друг друга из-за конфликтов, возникших между собой. Почтенный Умар ибн Хаттаб радияллаху анху сказал человеку, который хотел дать развод жене из-за того, что у него пропала любовь к ней: «Горе тебе! Разве семьи не построены ради любви?! Где соблюдение?! Где ответственность?!»
Ученый Ибн Касир сказал: «Говорите им [женщинам] приятные речи, относитесь к ним хорошо, следите за своей внешностью, насколько это возможно».
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Лучшие из вас те, кто хорошо относится к своим женам. Я лучший из вас в отношении своих жен».
Пророк алайхиссалам сам прекрасно обходился со своими женами, всегда жил с ними в радости, нежил их, оказывал им любезности, повышал их пособия, шутил и смеялся вместе с ними. И даже, чтобы угодить матери правоверных Аише, соревновался с ней в беге.
Об этом наши мухаддисы приводят следующий хадис от самой матери правоверных Аиши:
«До того, как я поправилась, я соревновалась в беге с Посланни-ком Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и обогнала его. Позже, когда я уже поправилась, мы снова бежали наперегонки и он, обогнав меня, сказал: "Это за то", имея в виду предыдущее состязание».
Хадисов, подобных этому, очень много.
Человек слаб и не знает, что будет завтра. Поэтому нельзя причинять зло своей жене и спешить дать ей развод, говоря ей “Я разлюбил тебя”. Потому что «быть может, в том, что вы ненавидите, Аллах заложил много добра». Быть может, к разонравившейся на некоторое время женщине со временем появится симпатия или от нее родятся прекрасные дети!
.