[аят 22]
Дабы еще раз подчеркнуть, что брак является священной связью и чтобы устранить от женщин гнет и притеснения, а с человечества снять позор, в нижеследующем священном аяте объявляется о запретности женитьбы на мачехе:
وَلَا تَنكِحُوا مَا نَكَحَ آبَاؤُكُم مِّنَ النِّسَاءِ إِلَّا مَاقَدْ سَلَفَ إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةًوَمَقْتًا وَسَاءَسَبِيلًاﮂ
22. И не заключайте никах с теми из женщин, с кем состояли в никахе ваши отцы, разве что [это] уже произошло раньше. Поистине, это является мерзким, отвратительным и скверным путем.
Во времена джахилийи допускалась женитьба на мачехе. Во многом это становилось причиной для азла — несправедливого удерживания женщин без какого-либо повода. Потому как в большинстве случаев приходилось ждать, пока ребенок повзрослеет, а затем женится на жене своего отца — на своей мачехе. Если же сын достигал зрелого возраста к тому времени, когда его отец уже умер, то мачеха становилась для него женой в качестве наследства. Всевышний Аллах, ниспослав этот аят, сделал запретным этот отвратительный обычай.
«И не заключайте никах с теми из женщин, с кем состояли в никахе ваши отцы, разве что [это] уже произошло раньше».
После ниспослания этого аята мусульманину стало категорически запретным жениться на женщине, которая была в никахе с его отцом. Если это случилось до его ниспослания, по обычаю невежества, то это прощается. Так Всевышний Аллах запретил мусульманам жениться на тех, на ком были женаты их отцы. Причем запрещая, Он не ограничился одним лишь объявлением о недозволенности женитьбы на женщинах, состоявших в браке с их отцами, а сказал, что это дело вызывает гнев, и описал, насколько скверен путь, вызывающий гнев Аллаха:
«Поистине, это является мерзким, отвратительным и скверным путем».
И действительно, это дело идет вразрез с человечностью. Потому что женщина, которая находилась в брачной связи с отцом, считается матерью для сына. Ведь, в конце концов, должно быть почтение к отцу! Кроме того, обычно муж ненавидит первого мужа своей жены. Если сын женится на жене своего отца, то каким будет его отношение к покойному отцу? Это-то и является причиной, по которой аят объявляет это дело чрезвычайно большой мерзостью. И меры в отношении человека, совершившего такой поступок, тоже очень жесткие — ибо кто погрязнет в подобной мерзости, тот считается вероотступником. Его самого казнят, а его имущество приобщается к Байтулмал — общинной казне мусульман.
Как передают имам Ахмад и авторы четырех «Сунанов» от Бара ибн Азиба радияллаху анху, а он — от дяди (по матери) Абу Бурды, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам послал его дядю к одному человеку, который после смерти отца женился на своей мачехе, с приказом убить его и доставить его имущество.
Есть еще один хадис, который имам Ахмад передал от того же Бара ибн Азиба:
«Мимо меня прошел мой дядя (по отцу, Харис ибн Умайр) с поднятым знаменем, которое ему дал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Я спросил его:
— Дядя, куда вас отправил Пророк алайхиссалам?
Он сказал:
— Отправил к человеку, который женился на жене своего отца. Приказал отрубить ему голову».
.