[аят 23]
В следующих аятах продолжается речь об очищении семьи и через это всего общества от пережитков джахилийи. Дальше перечислены женщины, на которых нельзя жениться:
حُرِّمَتْ عَلَيْكُمْ أُمَّهَاتُكُمْ وَبَنَاتُكُمْ وَأَخَوَاتُكُمْوَعَمَّاتُكُمْ وَخَالَاتُكُمْ وَبَنَاتُ الْأَخِوَبَنَاتُ الْأُخْتِوَأُمَّهَاتُكُمُ اللَّاتِي أَرْضَعْنَكُمْ وَأَخَوَاتُكُم مِّنَالرَّضَاعَةِ وَأُمَّهَاتُنِسَائِكُمْ وَرَبَائِبُكُمُ اللَّاتِيفِي حُجُورِكُم مِّن نِّسَائِكُمُ اللَّاتِي دَخَلْتُمبِهِنَّ فَإِن لَّمْتَكُونُوا دَخَلْتُم بِهِنَّ فَلَا جُنَاحَعَلَيْكُمْ وَحَلَائِلُ أَبْنَائِكُمُ الَّذِينَ مِنْ أَصْلَابِكُمْوَأَنتَجْمَعُوا بَيْنَ الْأُخْتَيْنِ إِلَّا مَا قَدْ سَلَفَ إِنَّاللَّهَ كَانَ غَفُورًا رَّحِيمًاﯛ
23. Запрещены вам ваши матери, и ваши дочери, и ваши сестры, и ваши тетки по отцу, и ваши тетки по матери, и дочери брата, и дочери сестры, и ваши [молочные] матери, которые кормили вас грудью, и ваши молочные сестры, и матери ваших жен, и ваши воспитанницы, которые под вашим покровительством от ваших жен, с которыми вы уже имели близость; а если вы еще не имели близости с ними, то нет греха на вас; и жены ваших сыновей, которые от ваших чресел; и совмещение вами двух сестер, разве что [это] уже произошло раньше. Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный!
Ранее уже было сказано о священности брачных уз. Несомненно, эту связь необходимо устанавливать правильным образом. А для этого человек, который собирается жениться, должен выбрать подходящую себе пару. Условие, на которое обязательно обращается внимание в процессе выбора, это то, что никах с женщиной, избираемой для женитьбы, должен быть дозволенным выбирающему мужчине. Исламский шариат запретил мужчинам-мусульманам жениться на отдельных категориях женщин. Эти категории указаны в данном аяте, в предыдущем и последующем аятах, а также в хадисах Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Из них и состоят божественное учение и повеления в этом вопросе. В других, помимо Ислама, религиях и строях тоже существуют свои учения и положения по этому вопросу. Хотя некоторые из них совпадают с учениями и положениями в Исламе, большинство из них неправильные. В некоторых строях дозволен брак с женщинами из запрещенной Аллахом категории. Даже существуют дозволения жениться на своей матери. В других же строях харамным предписан никах с женщиной, если она из другого племени, другого цвета кожи, другого сословия или по другим подобного рода условиям. Но Ислам, учитывая великие мудрости, запретил определенную группу женщин для определенной группы мужчин по причине родственных, молочных и сватовских связей. Изучим их по порядку.
Женщины, никах с которыми является харамом по причине родственных связей:
«Запрещены вам ваши матери, и ваши дочери, и ваши сестры, и ваши тетки по отцу, и ваши тетки по матери, и дочери брата, и дочери сестры…».
1. Перечисление группы женщин, никах с которыми предписан запретным, в священном аяте начинается с «матерей».
Это является указанием на запретность брака с теми, кто имеет прямое потомственное родство. Мужчине нельзя заключить никах как со своей матерью, так и с матерями своих родителей. Это харам. Наверное, нет нужды даже комментировать это. Быть мужем своей матери противоречит природе не только человеческой, но и диких зверей. Ведь сын считается частицей своей матери. К тому же, всем известно, что никах между близкими родственниками вреден для здоровья обоих. Выявлено, что от таких браков дети рождаются хилыми, болезненными и калеками.
2. Следующая категория — «ваши дочери».
Сюда входит потомство человека, произошедшее от него самого, в том числе его внучки и следующие после них поколения. Человеку нужно выйти из человечности, чтобы позволить себе стать мужем своей родимой дочери! Так как это совершенно противоречит человеческой природе, оно в Исламе запрещено категорически.
3. «…ваши сестры…».
Никах с сестрами, будь они родными по обеим родителям, будь они родные по отцу либо будь то родство только по матери, считается харамным. Прежде всего, у них одно происхождение: у них одна кровь, рождены из одного чрева, выросли, питаясь одним молоком. Сама человеческая природа не переносит их союза в браке. Их брак помимо вреда природного характера принесет еще и множество социальных осложнений. Если бы между этими людьми был возможен никах, то для них невозможно было бы жить вместе до никаха членами одной семьи и быть в человеческих отношениях. Потому как совместная жизнь в одном месте мужчины и женщины до женитьбы, никах которых считается дозволенным, влечет за собой множество проблем. Жена стала бы ревновать своего мужа даже к его родным сестрам. Эти соображения также распространяются и на другие категории.
4. «…и ваши тетки по отцу, и ваши тетки по матери…».
С ними также имеются потомственно-родственные связи и эта группа женщин походит на вышеупомянутые категории. Тетки по отцу и матери обычно могут быть заменяющими мать и считаются представителями со стороны обоих родителей. Никах с ними приносит большой вред с точки зрения здоровья, нравственности и родства.
5. «…и дочери брата, и дочери сестры…».
С ними также имеются кровные родственные связи и никах с ними предписан харамом в силу упомянутых выше, а также еще других, известных только Самому Всевышнему Аллаху мудростей.
6. «…и ваши [молочные] матери, которые кормили вас грудью, и ваши молочные сестры…».
В этой фразе аята упоминается о женщинах, никах с которыми стал харамом вследствие вскормления молоком. В священном аяте упоминается только две категории — те, кто вследствие кормления грудью приравнялись к родительницам, то есть ставшие матерями, и ответвления от них — молочные сестры.
Об этом Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил следующее:
«Запретные (для никаха женщины) по родству также запретны и в молочном отношении». То есть все женщины, с кем нельзя заключить никах из-за родства, также запретны для никаха и из-за молочного родства. Молочное родство вступит в силу, если не достигший двух лет младенец до насыщения сосет молоко другой женщины. Эта женщина превращается в мать ребенка, ее муж — в отца, а дети — в братьев и сестер. Другие родственники также становятся родней для вскормленного ребенка. Вся полнота мудрости этого положения известна только одному Аллаху. Однако некоторые из скрытых мудростей выявились спустя несколько веков после ниспослания этого священного аята. Стало известно, что кости и плоть младенца формируются от молока матери. Брачные отношения между людьми, кормившимися молоком одной и той же матери, вследствие одинакового формирования их физиологических особенностей нанесут большой вред здоровью как супругов, соединившихся таким никахом, так и здоровью родившихся от них детей. Другие, помимо мусульман, только-только начинают понимать это.
Женщины, никах с которыми предписан харамом на основе наличия сватовских отношений, это «матери ваших жен, и ваши воспитанницы, которые под вашим покровительством от ваших жен, с которыми вы уже имели близость; а если вы еще не имели близости с ними, то нет греха на вас; и жены ваших сыновей, которые от ваших чресел; и совмещение вами двух сестер, разве что [это] уже произошло раньше. Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный!».
7. «…и матери ваших жен…»
Для зятя является харамом жениться на теще, а также на матерях как тестя, так и тещи. Они входят в группу запретных для никаха женщин из-за сватовских отношений. Теща приравнивается матери, поэтому жениться на ней никак нельзя, потому как при этом чтится супружеская жизнь с ее дочерью. К тому же, если бы можно было жениться на теще, то дочь приревновала бы своего мужа к ней и естественно, испортились бы отношения между матерью и дочерью.
8. «…и ваши воспитанницы, которые под вашим покровительством от ваших жен, с которыми вы уже имели близость…»
По положению шариата, как только мужчина и женщина по обоюдному согласию заключают брачный обет, они становятся мужем и женой. Их совместная супружеская жизнь на арабском языке называется «состоялся духул», то есть «вступились», «прониклись» (духул досл. «вхождение»). Однако могут быть случаи, когда после никаха они не жили вместе, то есть не были в супружеской связи. Для этих двух случаев существуют присущие им положения. Эти два обстоятельства в переводе смысла аята мы упоминали как «имели близость» и «не имели близости». Одно из положений, относящихся к таким обстоятельствам, действует и в вопросе женщин, никах с которыми объявлен харамом. Если мужчина заключил никах с женщиной и у них состоялся духул, то есть он вступил с ней в половую близость, то дочь этой женщины от предыдущего брака (от другого мужа) для этого мужчины в плане брака становится харамом. В священном аяте выражение «и ваши воспитанницы, которые под вашим покровительством» применено с учетом часто встречающейся ситуации. На самом деле, если даже подразумеваемая здесь падчерица не находится на иждивении и под опекой отчима, все равно никах с ней является харамом. Мудрость этого положения также очевидна. Если бы мужчине разрешалось жениться на своей падчерице, то ухудшились бы ее отношения с собственной матерью. К тому же падчерица тоже как дочь. Однако согласно указанному выше условию, если у мужчины был заключен никах с женщиной, но они развелись, не имея духула — не вступая в половую близость, то в этом случае с точки зрения шариата мужчина может жениться на дочери этой женщины.
9. «…и жены ваших сыновей, которые от ваших чресел…». Это невестки. Особое упоминание «сыновей, которые от ваших чресел» означает, что под это положение не подпадают пасынки. В запрете женитьбы на невестках наряду с учетом нравственных и человеческих устоев, еще имеется и мудрость оберегания родственных связей, как и в выше приведенных случаях. Никах с вышеперечисленными группами является харамом навсегда.
10. «…и совмещение вами двух сестер…». Человек не может жениться на сестрах своей супруги, с которой он уже состоит в браке. Запретность такого никаха является временной. Если брачные узы с одной из сестер, с которой он состоит в никахе, расторгнутся, то в таком случае он может жениться на другой сестре.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам запретил наряду с женой одновременно жениться еще и на ее тетках по матери или по отцу. Такой никах является харамом, так как он разрушает отношения между женщинами-родственницами.
В конце аята говорится: «Разве что [это] уже произошло раньше».
То есть если такого рода никахи были заключены до ниспослания этого исламского положения, то это прощается. Потому как считается, что это произошло до введения в действие этого положения, на основе старых обычаев.
Имам Ахмад ибн Ханбал передает от Заххака ибн Фируза, а тот — от отца: «Когда я стал мусульманином, две мои жены были сестрами. Пророк саллаллаху алайхи васаллам велел мне развестись с одной из них».
.