[аяты 172-173]
В следующих аятах приводится описание особенностей правоверных, излагаются их качества и привязанность ко Всевышнему Аллаху:
172. [Они —] те, которые откликнулись Аллаху и Посланнику после того, как они получили ранение. Тем из них, которые благодетельствовали и были богобоязненны — великое вознаграждение!
Стало быть, еще одно, заслуживающее похвалы качество правоверных, чьей награде Аллах не даст пропасть, это то, что они «откликнулись Аллаху и Посланнику после того, как постигло их ранение», то есть если они снова будут призваны к сражению на пути Аллаха, то не посчитают за трудность и, повинуясь, выйдут снова, несмотря на то, что получили увечья, устали, были ранены и испытывают трудности.
Это событие произошло на следующий день после битвы при Ухуде. После того как битва закончилась, многобожники, возвращаясь в свои края, сделали привал в месте, называемом Хамраул Асад. Стали сожалеть, что не до конца разгромили мусульман в сражении и решили вернуться назад, чтобы окончательно уничтожить их. Когда весть об этом достигла Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, он призвал мусульман отправиться вслед за врагом и продемонстрировать ему силу и мощь, величие и великолепие. На этот призыв мусульмане ответили словами повиновения. Даже те, кто не вышел в первый день, тоже захотели выступить. Но Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не разрешил им. Он сказал, что пойдут только вышедшие в первый день. Несмотря на вчерашнее тяжелое бедствие, усталость и полученные раны, мусульмане с искренним сердцем собрались на битву. Упоминание об этом записано на страницах божественной Книги — Священного Куръана и теперь будет читаться в ибадатах вплоть до Судного дня. И действительно, это дело заслуживает высочайшей похвалы и восхищения.
«Тем из них, которые благодетельствовали и были богобоязненны — великое вознаграждение!»
Мухаммад ибн Исхак передает от своего собрата из племени Бани Ашхам, участвовавшего в битве при Ухуде:
«Я и мой старший брат участвовали вместе с Посланником Аллаха алайхиссалам в битве при Ухуде. Мы оба получили ранения. Когда глашатаи Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам позвали людей выступить для преследования врага, мы сказали друг другу: “Неужели сражение с участием Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам пройдет без нас?” Но у нас не было даже верхового животного, мы были тяжело ранены. Мы вышли вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Мои раны были полегче. Когда мой товарищ уставал, я нес его. Таким образом мы пошли вместе с мусульманами».
Вышеприведенный аят был ниспослан о таких людях.
Всевышний Аллах вселил страх в сердца многобожников и они ушли обратно в свои края. Мусульмане, пробыв в Хамраул Асад три дня, с ликованием возвратились в Лучезарную Медину.
После битвы при Ухуде мусульмане оказались в очень неловком положении. Во-первых, был утерян их военный авторитет, приобретенная после битвы при Бадре. Усилилась угроза нападения многобожников на Лучезарную Медину. Также, другие арабские племена, лицемеры и иудеи осмелели по отношению к ним. Мусульманами овладел духовный упадок.
Выступление Посланника Аллаха с мусульманами вслед за мушриками к Хамраул Асад, его пребывание там в течение трех дней, возвращение в Мекку многобожников во главе с Абу Суфяном после получения ими известия о приближении мусульман, словно они убегали от столкновения с мусульманами, устранили все неприятности, появившиеся после Ухуда.
В следующем аяте продолжается описание правоверных.
173. Тем, которым люди говорили: «Поистине, люди действительно собрали против вас [силу], побойтесь же их!». И это приумножило им веру, и сказали: «Нам достаточно Аллаха, и какой [Он] благой Покровитель!»
То есть когда к тем правоверным пришли некоторые люди и, сообщив о том, что курайшиты собрали против них большую силу, сказали: «Бойтесь их», это не испугало мусульман, напротив, это приумножило их ийман. Наряду с тем, они «сказали: “Нам достаточно Аллаха, и какой благой Покровитель!”»
Эту фразу настоящего аята, что звучит на арабском как: «Хасбуналлааху ва ниъмал вакил», рекомендуется произносить каждому человеку, когда он оказывается в трудной ситуации.
Как передает имам Бухари рахматуллахи алайхи от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху:
«Ибрахим алайхиссалам сказал «Хасбуналлаху ва ниъмал вакийл», когда был брошен в огонь. Мухаммад алайхиссалам сказал: “Люди сказали им: “Народ собрался против вас. Побойтесь же их”. Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: “Нам достаточно Аллаха, и какой [Он] благой Покровитель!”»
В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом и другими мухаддисами, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал одному из своих сподвижников:
«Если тебя настигнут тяготы, скажи: “Хасбийаллаху ва ниъмал вакил”».
.