Без Голубой мечети султана Ахмеда представить Стамбул невозможно. Мечеть, расположенная прямо напротив храма Святой Софии, была построена в 1616 году и должна была, по замыслу султана, превзойти по красоте знаменитый храм. Расположение двух архитектурных шедевров делает площадь между ними неповторимо. Уже почти 400 лет друг против друга стоят эти два памятника двух религий, соревнуясь в величии и красоте. Официально Голубая мечеть называется мечетью султана Ахмеда, а своим общеизвестным названием – Голубая мечеть – обязана плиткам по преимуществу голубым, украшающим ее внутри, – их там более 200 тысяч.
Архитектором мечети был ученик знаменитого Синана Седефкар Мехмет-ага, который решил превзойти своего учителя. Строительство мечети длилось 7 лет и было завершено в 1616 году, за год до смерти султана. Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, в состав которого вошли медресе, больница, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.
Голубая мечеть удивительно пропорциональна, гармонична, ее минареты словно парят в небе. Обычно мечети имеют от 1 до 4 минаретов, но у Голубой мечети их 6 - аналогично Большой мечети в Мекке, где впоследствии был достроен седьмой, чтобы сохранить главенство основной мусульманской святыни.
С минаретами Голубой мечети связана интересная история, согласно которой султан Ахмед хотел видеть в ней золотой минарет, сказав архитектору при заказе слово «алтын», что значит «золотой». Тот не расслышал, однако переспросить султана не решился, поняв как «алти», что означает «шесть». Так появилось 6 минаретов.
Интерьер молитвенного зала просто завораживает своим изяществом и гармонией: люстры тончайшей работы, изумительные голубые изразцы, роспись потолка, голубой ковер… Купол (диаметр 23,5 м , высота 43 м ) расписан в тех же тонах. Вся конструкция поддерживается четырьмя мощными, 5 м диаметром, колоннами. 260 окон мечети украшены мозаичными витражами ХVII века.
Голубая мечеть, или мечеть Ахмедие, по праву заняла выдающееся место в oсманской архитектуре. Так или иначе, по величине и изяществу ни одна из мечетей, построенных после Ахмедие, не может с ней сравниться.
Место, которое предназначалось для строительства мечети, было избрано еще в византийский период. Это площадь бывшего ипподрома. С целью строительства мечети на этой площади в ходе подготовительных работ было разрушено множество построек как византийского, так и раннего османского периода. Одной из главнейших причин, повлиявших на выбор места для строительства этой мечети, явилась ее близость с дворцом Топкапы. Тщательность, которая была обязательной при выборе места для мечети, отразилась и в выборе строительного декоративного и отделочного материалов. Керамика (21 043 шт), использованная в декорировании мечети, была привезена из Изникского дворца, сотни ковров из шёлка, которыми была устлана мечеть, были сотканы дворцовыми ткачихами, а сотни лампад, освещающих здание мечети, привезены из других стран.
Стена в направлении Кибла (сторона, куда обращаются лицом во время молитвы - направление к Каабе) украшена окнами (в форме 5 рядов) витражами из цветного стекла. Свет, излучающийся из этих оконных витражей из цветного стекла, таинственным образом подчёркивает красоту и изящество убранства. В общей сложности в мечети имеется 260 окон. Стекла венецианской работы, использованные в витражах в первоначальный период строительства мечети, к сожалению, до нашего времени не дошли.
Величина диаметра купола достигает 23,5 м . Этот громадный купол и малые купола сферической формы, расположенные вокруг него, соединены аркадами с центральной частью. В сооружении колонн использовался конструктивный прием, в основу которого входило изображение подножия колонн в виде слоновой ступни (диаметр колонн 5 м ). К двум колоннам, находящимся неподалеку от входа в мечеть, пристроены 9 источников воды с кранами, для омовения перед молитвой.
Рядом с михрабом находится минбар, с которого произносится проповедь. Махфиль для муэдзина является редкой копией махфиля мекканской мечети. Древние надписи, украсившие большие и малые купола, обрамления колонн и стены, искусно исполнены мастером Сеидом Касымом Бибари из Диярбакыра, а также использованы изречения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и суры из Корана.
Возвышение Михраб, минбар, махфиль хюнкара (предназначенное для правителя и огороженное решеткой) и камень с прожилками красного, жёлтого и чёрного цветов, использованный по краям окон, белый мрамор, вывезенный из “Мармара Адасы”, являются редчайшими шедеврами, словно исполненными рукой ювелира. Мастера художественной обработки по турецкому перламутру декорировали двери и обрамления окон в самобытном стиле и вкусе. В мавзолее с портиком, расположенным на северо-востоке мечети, который был построен сыном султана Ахмеда Османом I, рядом с усыпальницей султана Ахмеда, имеются могилы Османа I и Мурада V. В этой же усыпальнице - могила горячо любимой супруги Ахмеда султанши Кёсем Махпейкер. В мавзолее имеется еще 32 могилы, принадлежащие падишахской семье.
.