В истории мусульманского зодчества трудно найти сооружение, которое снискало бы славу, равную известности знаменитого мавзолея Тадж-Махал. Это прекрасное сооружение, покоряющее своей одухотворенной красотой, восторженные путешественники назвали восьмым чудом света. Стоящий у края берега реки Джамны, охваченный светом и воздухом беломраморный Тадж-Махал – Корона местности, безраздельно господствует в окружающем пространстве, венчая развернувшийся у его подножия погребальный сад – равду, содружество зелени, воды и архитектуры.
Ансамбль Тадж-Махала стал подлинной жемчужиной в венце великолепных садово-парковых ансамблей, созданных могольскими императорами со времен основателя династии Великих Моголов – Захира ад-Дина Бабура (1526–1530 гг.).
Инициатор создания прославленного мемориала в Агре император Шах-Джахан, возможно, сам был архитектором. В юности, еще принцем, он руководил в Кашмире разбивкой садов для своего отца императора Джахангира, а в Кабуле – работами по возведению новых зданий в загородном саду Баг-и Бабур, месте погребения султана Бабура. Предполагают, что Шах-Джахан лично участвовал в возведении в этом саду маленькой мраморной мечети, носящей его имя. Так или иначе, но идея проекта грандиозного ансамбля мавзолея Тадж-Махал, построенного между 1632 и 1654 гг., принадлежит ему, и вызвана была утратой горячо любимой им жены Мумтаз-Махал – Свет Дворца, которая умерла летом 1631 г. при рождении их четырнадцатого ребенка. Остается лишь удивляться тому, что монарх, известный своей беспримерной жестокостью (историки утверждают, что, придя к власти, Шах-Джахан повелел уничтожить всех братьев и племянников – возможных претендентов на трон), оказался способным на такую возвышенную любовь, подвигшую его на создание мемориально-культового ансамбля поистине космических масштабов.
По замыслу императора, невиданный по своей грандиозности мемориал с мавзолеями, мечетями, караван-сараями для паломников, дворцом для гостей, жилищами служителей и погребальным садом должен был состоять из двух комплексов, разделенных рекой, но связанных мостом.
Один из них – великолепный архитектурно-парковый комплекс – развернулся вокруг величественного мавзолея Мумтаз-Махал, одетого в белый мрамор. Сохранившийся до наших дней, этот комплекс известен нам как Тадж-Махал. Вторую часть проекта, которой не суждено было осуществиться, должен был составить комплекс Шах-Джахана с монументальной усыпальницей, полностью облицованной черным мрамором.
Территория ансамбля представляет собой обведенный стенами из красного песчаника прямоугольник, вытянутый с юга на север, в сторону берега реки Джамны. Южную часть прямоугольника с воротами в центре южной стены занимает передний двор с караван-сараем. Средний, квадратный участок комплекса, отведен под регулярный сад чахар-баг, разделенный на четыре квадрата проложенными крест-накрест под центральным водоемом каналами-осями в обрамлении обсаженных деревьями дорожек-аллей. Отражающийся в зеркале наполненного до краев водоема беломраморный мавзолей, поднятый на высокую квадратную платформу со стороной 95,4 м, стоит на противоположном монументальным входным воротам северном конце центральной оси. На западном конце поперечной оси мавзолея к нему обращена поминальная мечеть из красного песчаника с куполами из белого мрамора. Симметрично с востока поставлено здание дворца для гостей, по форме подобное мечети.
Мавзолей, коронованный пятью куполами, поражает величиной здания и соразмерностью всех его частей. В маковке главного купола, венчающего объем в форме куба со срезанными углами, гигантская усыпальница достигает в высоту 74 метров. Огромную главу, подобную закрытому бутону лотоса, прильнув к ней, венцом окружают четыре малых купола, вознесенные над сквозными арочными павильонами-беседками, и потому, кажущиеся легкими, почти парящими.
Верхние углы мавзолея отмечены тоненькими, словно свечи, высокими башенками с шапочками-куполками, придающими зданию праздничную торжественность и нарядность. Четыре минарета на углах платформы завершены фонарями той же формы, что и павильоны на крыше.
Внутренняя планировка мавзолея далека от привычной композиции мусульманских усыпальниц. Его план (квадрат с усеченными углами, приближенный по форме к правильному восьмиугольнику) больше похож на мандалу – индуистскую геометрическую схему структуры Вселенной.
Центр здания занимает расположенное под большим куполом восьмиугольное помещение со стоящими рядом кенотафами – парадными ложными саркофагами царицы Мумтаз-Махал и императора Шах-Джахана. В угловые зоны под малыми куполами вписаны такие же восьмиугольные залы, соединенные с усыпальницей узкими коридорами-лучами. Проходы, соединяющие все четыре портала с угловыми залами и усыпальницей, точно устроены на осях координат.
Тадж-Махал не только служит венцом императорского мемориала. Это прекрасное, единственное в своем роде сооружение триумфально завершает историю архитектуры средневековых мусульманских мавзолеев.
Шедевр искусства Великих Моголов, в своей великолепной форме мавзолей Тадж-Махал органично соединяет художественный опыт двух цивилизаций – исламского мира и Индии.
Татьяна Стародуб-Еникеева
Журнал Ислам