КНИГА О НАМАЗЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
О СУТИ НАМАЗА И БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ К ЕГО СОБЛЮДЕНИЮ
СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ЧАСТЕЙ
О ПРЕДПИСАННОСТИ НАМАЗА ФАРДОМ И ЕГО ДОСТОИНСТВАХ
(продолжение)
317. Передается от Абу Катады радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Аллах азза ва джалла сказал: “Я сделал фардом твоей умме совершение пятикратного намаза. Сам Себе Я дал зарок, что того, кто будет бережно соблюдать их, я непременно введу в рай. Для тех же, кто не относится к ним бережно — нет для них при Мне зарока”».
Передал Абу Давуд.
Пояснение: Этот хадис относится к категории кудси-хадисов, потому что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам передает его от имени Аллаха Всевышнего.
Польза, извлекаемая из этого хадиса кудси.
1. Всевышний Аллах сделал фардом пятикратный намаз для уммы Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам.
2. Того, кто совершает пятикратный намаз как полагается и своевременно, Аллах Всевышний непременно введет в рай.
3. Тому, кто не совершает пятикратный намаз как полагается и своевременно — Аллах не обещает ничего хорошего.
318. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Скажите-ка, если у ворот одного из вас будет протекать река и он будет мыться в ней пять раз ежедневно, останется ли у что-нибудь от грязи на нем?»
— От грязи на нем не останется ничего, — сказали в ответ.
Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— И таким же образом, Аллах смывает ошибки пятикратным намазом».
Передали пятеро, кроме Абу Давуда.
Пояснение: Этот благородный хадис явно свидетельствует о достоинстве намаза и его роли в деле очищения от грехов. Для лучшего разъяснения этого смысла, Пророк саллаллаху алайхи васаллам привел пример.
Точно так же, как не остается грязи у человека, который моется по пять раз каждый день в протекающей у его дома реке, не остается грехов и у того, кто ежедневно совершает пятикратный намаз, смывая их намазом.
У того, кто не совершит один из намазов, не смоется часть грехов и на нем останется «грязь». Кто не совершит два намаза, ее останется еще больше и так далее. Если у того, кто пропускает намазы за весь день, накапливается немало «грязи», то можно представить, что происходит если человек не совершает намаз, неделю, месяц или год. Человек же не совершавший намаза на протяжении всей жизни, оказывается в состоянии, миллионы раз отвратительнее, чем состояние человека, не мывшегося всю жизнь. Поскольку грязь тела это материальная грязь, а «грязь» не совершающего намаз — это «грязь» духовно-моральная.
Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. Использование подобных ярких примеров для разъяснения положений шариата является приемлемым.
2. Намаз обладает величайшим достоинством.
3. Благодаря намазу смываются грехи раба Аллаха.
319. Передается от него же:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Среди вас сменяют друг друга ангелы по ночам и ангелы в дневное время. И собираются они вместе во время намаза фаджр и намаза аср. Потом те, которые провели ночь с вами, поднимаются [на небеса]. Так, их Господь, хотя Он Сам знает лучше, спрашивает у них: “В каком состоянии [были] мои рабы, когда вы покинули их?” Они же говорят: “Когда мы покинули их, они совершали намаз. Они совершали намаз и тогда, когда мы прибыли к ним”».
Передали два Шейха и Насаи.
Пояснение: Ангелы, о которых говорится в благородном хадисе, спускаются на землю для защиты рабов божьих. Существует отдельная категория ангелов, оберегающих людей в дневное время. Также существуют ангелы, которые занимаются этим ночью. Они сменяют друг друга во время намазов фаджр и аср.
Во время утреннего фаджр-намаза на небеса поднимаются ангелы ночи, а ангелы дня спускаются на землю для того, чтобы оберегать людей. Вот в это время ангелы двух категорий собираются вместе, встречаясь друг с другом.
Во время же аср-намаза, на небеса поднимаются ангелы дня, а вместо них спускаются ангелы, оберегающие людей ночью. В это время ангелы двух категорий также встречаются друг с другом.
Когда ангелы, пребывающие среди людей, поднимаются на небеса, Всевышний Аллах, хотя и знает обо всем Сам, спрашивает у них: «В каком состоянии [были] мои рабы, когда вы покинули их?»
Это обстоятельство свидетельствует о той величайшей степени, на которую возносится совершающий намаз человек. Это свидетельствует о возвышении его на уровень присутствия перед Аллахом, на уровень примыкания к группе приближенных к Аллаху ангелов. И все это благодаря тому, что намаз является богослужением величайшего достоинства.
Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. Намаз является самым величайшим ибадатом. Ибо в диалоге между Аллахом и ангелами упоминается только намаз.
2. Намазы фаджр и аср превосходят другие намазы по своему достоинству.
3. Время намазов фаджр и аср это лучшее и благодатное время. Потому что именно в это время ангелы собираются вместе. Как отмечается в признанных произведениях, ризк — удел распределяется после намаза фаджр. А сведения о совершенных в течении дня деяниях, поднимается к Аллаху после намаза аср. Именно поэтому проведение этого времени в ибадате способствует благодати в уделе и деяниях.
4. Пребывание среди мусульман ангелов свидетельствует о достоинстве исламской уммы перед другими общинами.
5. Всевышний Аллах разговаривает с ангелами.
Обратите внимание, что человек, совершающий намаз, ежедневно дважды упоминается в беседе Аллаха с ангелами. Какая же это великая честь! Люди, о ком какое-нибудь авторитетное лицо спросит у их знакомых, дескать, жив и здоров ли такой-то, всю жизнь станет вспоминать и хвастаться этим. Тогда, как о человеке, совершающем намаз, Всевышний Аллах каждый день дважды спрашивает у ангелов: «В каком состоянии [были] мои рабы, когда вы покинули их?» На что ангелы отвечают, что покинули его совершающим намаз. Вот этого счастья лишены не совершающие намаз.
Поэтому давайте же не будем пренебрегать намазом, а будем стремиться быть среди тех рабов, о состоянии которых Аллах спрашивает дважды каждый день.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф
Из серии книг «Хадисы и жизнь», джуз 5, «Книга о намазе».
.