КНИГА О НАМАЗЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
О СУТИ НАМАЗА И БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ К ЕГО СОБЛЮДЕНИЮ
СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ЧАСТЕЙ
О ПРЕДПИСАННОСТИ НАМАЗА ФАРДОМ И ЕГО ДОСТОИНСТВАХ
(продолжение)
320. Передается от него же:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Пятикратный и пятничный намазы являются каффаратом за грехи между ними. Если только не были совершены кабаир (большие грехи)».
Передали Муслим и Тирмизи.
Пояснение: В этом, переданном от Абу Хурайры радияллаху анху благородном хадисе, говорится о том, что грехи, совершенные между ежедневными пятикратными намазами и между пятничными намазами, смываются благодаря своевременно совершаемым ежедневным и пятничным намазам. Иными словами, грехи совершенные после одного из пяти ежедневных намазов до следующего намаза, смываются благодаря совершению этого очередного намаза.
Грехи же, которые не были смыты ежедневными пятикратными намазами в промежутке между пятничными намазами, смываются очередным пятничным намазом.
Вместе с тем, в хадисе для смывания всех промежуточных грехов упоминается одно общее условие.
«Если только не были совершены кабаир (большие грехи)».
То есть, благодаря пятикратному и пятничному намазам смываются все грехи, кроме кабаир — тяжких грехов.
Раз так, давайте же не будем пренебрегать ежедневными и пятничными намазами. Совершая намаз, мы не только исполним свой долг перед Господом, но также смоем свои грехи. Человек не безгрешен. Из Своей величашей милости Аллах предоставил нам возможность очень просто и регулярно смывать наши грехи. Нам следует воспользоваться этой возможностью.
Пятничный намаз также является такой возможностью, но обладает значительно большей силой.
321. Передается от Амра ибн Саъида радияллаху анху:
«Я был у Усмана. Он попросил принести воду для омовения и сказал:
― Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Если при наступлении (времени) намаза фард, мусульманин хорошенько совершит его [намаза] омовение, его хушуъ и его рукуъ, то он [намаз] несомненно станет каффаратом за его предыдущие грехи. Если только он не совершал тяжких (больших) грехов. Так будет всегда, во все времена».
Передал Муслим.
Пояснение: Сначала, познакомимся с равием этого священного хадиса ― Амром ибн Саъидом радияллаху анху.
Амр ибн Саъид ибн Асс ал-Курайши принял Ислам чуть позже своих старших братьев. Он совершил хаджры в Абиссинию и Медину.
Амр ибн Саъид и его братья учавствовали вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в фатхе Мекки, в походах на Хунайн, Таиф, Табук. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам назначал его руководителем над урожаем фруктов Хайбара.
Амр пал мучеником во время события Аджнадин в период халифства Абу Бакра радияллаху анху
Этот хадис также подтверждает смысл предыдущего. Его отличие состоит лишь в том, что в нем ставится обязательное условие, заключающееся в том, что для того, чтобы грехи были прощены, необходимо совершение намаза с наличием безупречного вузуъ, с выполнением должным образом в намазе рукуъ и проявлением хушуъ ― смиренности в нем.
Под хушуъ ― смиренностью в намазе следует понимать совершение намаза с чуткостью и полностью ощущая страх перед Аллахом.
Под рукуъ же в намазе здесь подразумеваются такие действия, как стояние ― кийам, совершение поясного поклона ― рукуъ и земного поклона ― саджда, пребывание в сидячем положении ― каъда.
В дополнение к сказанному в предыдущем хадисе здесь также говорится о постоянстве силы действия того, что эти фард-намазы становятся каффаратом (возмещением) совершенных ранее до них грехов.
Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. Приветствуется, когда при наступлении поры для исполнения того или иного ибадата (деяния) знающий человек озвучивает для людей достоинства этого ибадата (деяния) перед его совершением.
2. Допустимо просить принести воду для совершения вузуъ.
3. Фард-намазы обладают величайшим достоинством.
4. Намазы фард являются каффаратом совершенных до них малых грехов.
5. Вузуъ ― омовение необходимо совершать тщательно.
6. Намаз следует совершать со смиренностью.
7. При совершении намаза необходимо как следует соблюдать все его столпы.
8. Необходимо остерегаться совершения тяжких (больших) грехов.
9. Тяжкие грехи не смываются намазом.
Такие тяжкие грехи человека, как прелюбодеяние, употребление алкогольных напитков, относящихся к деяниям, представляющих собой посягательство на права (то есть на запреты) Аллаха, смываются только искренним раскаянием. Однако такие тяжкие грехи, как поедание имущества сирот, риба ― ростовщичество, нанесение ущерба чьей-либо чести, относящиеся к деяниям, представляющим собой попрание прав человека, не будут смыты до тех пор, пока права этих людей не будут восстановлены и не будет получено их прощение и довольство.
Учитывая все это, мы всегда должны совершать фард-намазы своевременно, с полноценным омовением, должным образом выполняя в нем все его столпы и проявляя смиренность. А к тяжким грехам мы не должны даже приближаться.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф
Из серии книг «Хадисы и жизнь», джуз 5, «Книга о намазе».
.