КНИГА О НАМАЗЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
О СУТИ НАМАЗА И БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ К ЕГО СОБЛЮДЕНИЮ
СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ЧАСТЕЙ
О ПРЕДПИСАННОСТИ НАМАЗА ФАРДОМ И ЕГО ДОСТОИНСТВАХ
(продолжение)
322. Передается от Ибн Масъуда радияллаху анху:
«Один человек поцеловал одну женщину. Так, прийдя к Пророку саллаллаху алайхи васаллам, он сообщил ему [об этом]. И Аллах ниспослал аят: “Совершай намаз с обеих сторон раннего утра и в одной части ночи. Воистину, хорошие деяния смывают плохие”.
Потом тот человек сказал:
― О Посланник Аллаха, это (относится ко) мне самому?
― Ко всем, всей моей умме, ― сказал он».
Пояснение: Учеными установлено, что того человека, поцеловавшего постороннюю женщину звали Абул Юсиром. От самого Абул Юсира имам Тирмизи привел следующее предание:
«Одна женщина пришла ко мне купить фиников. Я сказал ей, что дома у меня есть еще лучшие финики. Она вошла со мной в дом. Наклонившись к ней, я поцеловал ее. Затем я пошел к Абу Бакру радияллаху анху и рассказал ему об этом. Он сказал:
― Не говори об этом никому. Покайся.
Потом я пошел к Умару и упомянул о том деле.
― Уединись. Покайся. Никому не рассказывай, ― сказал он
Не стерпев, я пошел к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Опустив голову, он долго пребывал в таком положении. Он находился в нем пока Всевышний Аллахне ниспослал аят «Совершай намаз с обеих сторон раннего утра и в одной части ночи. Воистину, хорошие деяния смывают плохие».
Слова аята «…с обеих сторон раннего утра» означают намазы фаджр, зухр и аср, а слова «в одной части ночи» ― намазы магриб и иша.
Эта история ясно показывает одно из качеств, присущих поколению сподвижников. Какими бы они выдающимися людьми не были, некоторые из них иногда, проявив человеческую слабость, совершали деяния, подобные поступку Абул Юсира, радияллаху анху В этом нет ничего удивительного. Безгрешен только Сам Господь. Но люди поколения сподвижников вслед за совершением греха, сразу же брали себя в руки и стремились поскорее его смыть. Они не занимались ничем другим, пока не были убеждены, что смыли свой грех.
Абул Юсир радияллаху анху, тоже сразу обратился к Абу Бакру и Умару радияллаху анхума. Несмотря на то, что их советы были верны, он не смог успокоиться и пошел к Пророку саллаллаху алайхи васаллам.
Этот вопрос решил Сам Аллах. Он поведал о том, что совершаемый Абул Юсиром радияллаху анху и другими правоверными пятикратный намаз это не обычное богослужение, а есть непрерывный каффарат за их грехи, то есть постоянно смывающее их грехи деяние.
Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. Во времена сподвижников стремление смыть грехи было очень сильным.
2. Согрешившему человеку необходимо незамедлительно признать это и постараться смыть свой грех.
3. В случае, если согрешивший не знает, как смыть свой грех, ему следует спросить об этом у знающих людей.
4. Допустимо если согрешивший человек, раскаится в этом не говоря об этом никому.
5. За поцелуй конкретного наказания не существует.
6. Высочайшее достоинство пятикратного намаза.
7. Благие деяния смывают плохие.
Исходя из этого, давайте стремиться к тому, чтобы совсем не совершать грехов. Если же, не дай Бог, мы все-таки совершим какие-то грехи, то нам следует незамедлительно постараться их смыть. Давайте своевременно совершать пятикратный намаз, делать больше хороших дел, нежели плохих.
323. Передается от него же:
«Я спросил у Пророка саллаллаху алайхи васаллам:
― Какое деяние наиболее любимо Аллаху?
― Вовремя совершенный намаз, ― сказал он.
― А после который? ― сказал я.
― Совершение добра в отношении родителей, ― сказал он.
― А после который? ― сказал я.
― Усердствование на пути Аллаха, ― сказал он.
Это он сказал мне самому. Если бы я спрашивал больше, он бы сказал больше».
Оба хадиса передали все четверо.
Пояснение: этот хадис, переданный от Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анху также свидетельствует о том, насколько великим богослужением является намаз. Ярким аргументом этого является то, что среди деяний, которые любит Аллах, Пророк саллаллаху алайхи васаллам в первую очередь называет намаз.
Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. Любимые Аллаху деяния бывают одни лучше других.
2. Самым любимым деянием Аллаха является своевременно совершенный намаз.
Наряду с этим, в других хадисах также говорится, что в перечень самых любимых Аллахом деяний входят и выделение питания нуждающимся, продолжительная работа и многое другое. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам дал ответ, который соответствовал конкретному спрашивающему лицу. Помимо этого, также учитывалось и время события. К примеру, если в одно время самым лучшим деянием считалось соблюдение поста, то в другой период, исходя из требований времени, таковым становилась раздача милостыни.
3. Совершение добра по отношению к родителям является самым лучшим деянием после намаза.
4. За один раз можно задавать несколько вопросов.
5. Не следует задавать и слишком много вопросов.
Поскольку Ибн Масъуд радияллаху анху тоже не делал этого, хотя знал, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам готов ответить на все его вопросы.
Если мы хотим совершать деяния, которые больше всего любимы Аллаху, если мы хотим достичь Его довольства, нам следует в первую очередь своевременно совершать намазы, делать добро нашим родителям и всегда стремиться творить самые лучшие дела.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф
Из серии книг «Хадисы и жизнь», джуз 5, «Книга о намазе».
.