Ниспослана в Мекке. Состоит из 5 аятов.
Название суры происходит от слова фалак первого аята. Арабское слово фалак означает «раскалывать». В этой суре оно обозначает рассвет, раннее утро, потому что рассвет наступает, раскалывая, прорубая ночную тьму.
В этой суре Всевышний Аллах обращается к Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам и ко всем мусульманам и велит, чтобы они просили спасения от всех бед и несчастий у Него Самого. Аллах возвещает о Своей защите, будто говоря: «Добро пожаловать под Мою защиту – в безопасное, тихое убежище».
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО.
1. Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета,
Как и сура «Ихлас», данная сура тоже начинается с обращения к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и через него ко всей умме. Всевышний Аллах учит, как просить у Него спасения от различных бед. И в беде, и в нужде, где бы то ни было, когда бы то ни было, пра-ведный мусульманин должен просить убежища только у Самого Всевышнего Аллаха, искать спасения только у Него Самого.
Обратите внимание, в суре говорится «прибегаю к защите Господа рассвета», а не просто «к Господу». Почему? Потому что рассвет, наступающий после ночной тьмы, всегда был символом спасения от тяжести и суровых обстоятельств. Человек, находящийся в суровых обстоятельствах, вынужденный просить помощи, похож на того, кто заблудился в ночной темноте и стоит на краю пропасти. И его ожидание спасения очень походит на ожидание рассвета.
2. От зла того, что Он сотворил,
Этот аят отображает поиск спасения от всех зол в мире. Среди всего сотворенного Алла-хом есть творения, и несущие пользу, и затаившие в себе зло. Спасения просят от зла.
Зло может исходить от человека, джиннов, животных, насекомых и других тварей.
3. И от зла темной ночи, когда она наступила,
Темная ночь всегда таит опасность. Ограбления, убийства, нападения диких зверей, укусы насекомых – чаще всего это происходит ночью. Поэтому Аллах призывает мусульман положиться на Него, просить помощи и спасения у Него Самого, всегда быть сердцем с Ним.
4. И от зла дующих на узлы,
В аяте речь идет о колдовстве. Когда колдун хочет напустить порчу на кого-то, он прибегает к разным уловкам, например, может прочитать заклинание, подуть на нитку и завязать узел, а потом снова читать заклинания, дуть и завязывать узлы.
5. И от зла завистника, когда он завидовал!»
Зависть (хасад) – это ревностное отношение к доставшемуся другому человеку благу и сильное желание, чтобы это благо или добро ушло от своего обладателя и досталось завист-нику. Потому что при зависти подсознательно или явно желается зло другому человеку. Однако если человек скажет, дескать, я с добрым намерением позавидовал такому-то по поводу доставшегося ему блага, ах, если бы Аллах и мне дал такое же благо, то это не является завистью в ее негативном понимании, то есть это не хасад.
И на небесах, и на земле первый грех – первое проявление ослушания по отношению к Аллаху – был совершен из зависти, по причине хасада. Шайтана по имени Иблис жгла зависть к Адаму – оттого что Аллах даровал первому человеку высокое положение. Иблис не подчинился повелению Аллаха. Не пал ниц в саджду перед Адамом, ослушался своего Гос-пода. В результате Аллах прогнал Иблиса из рая и будет проклинать его Своим проклятьем до самого Судного дня.
Первое проявление ослушания на земле произошло по причине зависти – хасада – Кабила к Хабилу (Каина к Авелю), так как Аллах принял жертвоприношение от Хабила, а от Кабила – нет.
Хасад (зависть) – чрезвычайно большой грех и представляет собой великое горе, взва-лившееся на плечи народа. Хасад приносит несчастье не только одному человеку, но и всему обществу. Зависть сеет среди людей рознь, вражду, ненависть и другие скверные явления в обществе. Поэтому Великий Аллах, хоть и говорит о других проявлениях зла обобщенно, на зависти останавливается особо, отдельно указывая в Куръане на испрашивание убежища у Него Самого от зла хасада.