[аяты 169-171]
В следующих аятах Всевышний Аллах подбадривает Своих правоверных рабов, уберегая их от наветов неверных и мунафиков, упоминает о том, что мученики и оставшиеся в живых будут удостоены у Него больших степеней и положений.
169. И не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Напротив, живые (они), у своего Господа наделяются [уделом],
170. Радующиеся тому, что дал им Аллах из Своего благоволения, и благовестят тем, которые еще не присоединились к ним, следуя за ними, что нет страха над ними и они не будут печалиться.
171. Благовестят благами от Аллаха и благоволением [от Него], и тем, что, поистине, Аллах не даст пропасть зря вознаграждению верующих.
Эти аяты представляют собой описание статусов тех, кто погиб, усердствуя на пути Аллаха. Повеление «не считать их мертвыми» является извещением о том, что они живы и получают удел у своего Господа.
“И не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Напротив, живые (они), у своего Господа наделяются [уделом]”.
Стало быть, таким должно быть представление о шахидах — мучениках. В соответствии со свидетельством следующего аята, они радуются: «тому, что дал им Аллах из Своего благоволения».
В то же время, эти наилучшие люди не думают только о себе, а мечтают, чтобы оставшиеся позади них собратья также достигли великих степеней, которых удостоились они сами. Поэтому сообщают им благую весть о степени, которая будет дарована усердствовавшим на пути Аллаха. Потому что мученики тоже живы и их связь с их собратьями не оборвана.
«…и благовестят тем, которые еще не присоединились к ним, следуя за ними», то есть, радуют своих собратьев, которые продолжают джихад на пути Аллаха и еще не присоединились к ним, став мучениками, благой вестью о том:
«…что нет страха над ними и они не будут печалиться».
В этом есть побуждение, поощрение, призыв к большему проявлению усердия и рвения на пути Аллаха. Этот же смысл находит свое развитие и в следующем аяте:
«Благовестят благами от Аллаха и благоволением [от Него], и тем, что, поистине, Аллах не даст пропасть зря вознаграждению верующих».
Под «благами от Аллаха» понимаются все, что даровано им в соответствии с их поклонением и повиновением. А «благоволение» — это то, что Всевышний Аллах даровал им вдобавок от Себя.
«…и тем, что, поистине, Аллах не даст пропасть зря вознаграждению верующих».
То есть Аллах может дать больше, но ни в коей мере не уменьшает совершенные деяния.
Будет еще лучше, если для понимания значений, выраженных этими известиями, мы обратимся к благородным хадисам, к связанным с этой темой повествованиям.
В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху, Пророк Мухаммад алайхиссалату вассалам сказал:
«Когда ваши братья были взяты на прицел при Ухуде, Аллах поместил их души внутрь зеленых птиц. Они отправляются к рекам рая, вкушают из его плодов. Отправляются к золотым канделябрам под сенью Арша. После того, как они узнали о своей прекрасной пище, питье и жизни, сказали: «Вот если бы наши братья тоже узнали о том, что даровал нам Всевышний Аллах, они бы не проявляли слабости в усердствовании на поле священной битвы и не боялись сражения». Тогда Всевышний Аллах сказал: «Я Сам донесу это от вашего имени» и ниспослал аяты: «И не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Напротив, живые (они), у своего Господа наделяются [уделом], радующиеся тому, что дал им Аллах из Своего благоволения, и благовестят тем, которые еще не присоединились к ним, следуя за ними, что нет страха над ними и они не будут печалиться».
В хадисе, переданном имамом Муслимом, Масрук говорит:
«Когда мы спросили Абдуллаха об аяте: “И не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Напротив, живые (они), у своего Господа наделяются [уделом]”, он сказал: “Когда и мы спросили об этом Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, он пояснил:
— Их души находятся внутри зеленых птиц. У них есть канделябры, висящие под Аршем. Отправляются в любое место рая. Затем возвращаются к этим канделябрам. Их Господь, обращаясь к ним, говорит: “Хотите ли вы еще чего-нибудь?” Они говорят: “Мы же отправляемся в любое место рая, чего же нам еще желать?” Это повторяется три раза, но увидев, что вопрос продолжает задаваться, говорят: “О наш Господь, просим вернуть наши души в наши тела чтобы мы вновь смогли быть убитыми на Твоем пути”».
И по той причине, что в Исламе именно таким образом объяснялась степень мученичества, это чувство прочно укрепилось в сердцах мусульман. Люди стали выходить на священные сражения в надежде стать мучениками. И в действительности они проявили примеры верности, бесстрашия перед смертью и мученичества, что вписалось на страницы истории золотыми буквами.
.