[аят 168]
Далее продолжается разоблачение происков мунафиков:
168. Те, которые сказали своим братьям, а сами сидели [дома, не выходя на сражение]: «Если бы повиновались нам, не были бы убиты». Скажи: «Отразите от самих себя смерть, если вы — правдивые!»
Мало того, что лицемеры, не отправившись на войну, нанесли сильный удар по мощи мусульман, теперь они стали еще распространять и смуту. На самом деле они нанесли очень сильный удар по исламскому войску. Внезапное обращение вспять около трехсот воинов в то время, когда все единым целым отважно выступали против врага, подавило пыл других и вселило в их сердца тревогу. В особенности следует упомянуть о том, что Абдуллах ибн Убай, который впоследствии отвратил те самые три сотни человек от участия в сражении в рядах мусульман, был почтенным человеком, вождем своего народа. Эти аяты еще не были ниспосланы, и о его лицемерии никому пока еще не было известно. Все эти факторы стали причиной ослабления сил мусульман. А лицемеры не ограничились этим вероломством и впоследствии продолжили свои интриги. Они стали упрекать тех, кто отправился на битву и сражался:
«Те, которые сказали своим братьям, а сами сидели [дома, не выходя на сражение]: “Если бы повиновались нам, не были бы убиты”».
То есть мунафики стали доказывать свою правоту своим собратьям-мунафикам и тем, которые, не выходя на поле боя, остались дома, стали перекладывать вину на тех, кто сражался. По их мнению, повиновение сражавшихся приказу Пророка алайхиссалам было ошибкой. Если бы они повиновались мунафикам, то было бы, оказывается, правильно. В основе всех этих утверждений лежит отрицание того, что все происходит по воле Аллаха. Они отрицали также и истинность смерти. Поэтому Всевышний Аллах в следующей фразе поучает Посланника Аллаха алайхиссалам что следует говорить им:
«Скажи: “Отразите от самих себя смерть, если вы — правдивые!”».
Если уж вы так мудры и предприимчивы, то попробуйте-ка отвратить от себя смерть и не умереть! Когда смерть приходит, она забирает вас в любое время, из любого места. Умирает и тот, кто участвовал в битве и тот, кто не участвовал. Умирает и правоверный, и неверный, и лицемер. И здоровый, и больной умирают однажды. Есть ли бессмертный? А посему не утруждайте себя, напрасно распространяя смуту!
.