[аят 165-167]
В следующих аятах вновь рассматриваются события, произошедшие в битве при Ухуде. Поправляются неправильные представления мусульман об этих событиях:
165. Неужели, когда вас постигло несчастье, и вы причинили вдвое большее, скажете: «Откуда это?» Скажи: «Это от вас самих». Поистине, Аллах на всякую вещь Могущественен.
Мусульмане впали в ужас от несчастья, обрушившегося на них в битве при Ухуде. Почему их постигло такое несчастье, хотя они являлись мусульманами и усердствовали на пути Аллаха? Ведь из них семьдесят человек стали мучениками! Сколько из них получили ранения! Сколько горя и печали постигло их! Тем не менее из-за горечи поражения и несчастий забыли об одном: ведь и они сами причинили врагу вдвое больше несчастий.
«…и вы причинили вдвое большее…».
Ведь в битве при Бадре они убили семьдесят человек из главарей Курайша. А при Ухуде убили еще семьдесят из них. Но теперь, позабыв об этом, неужели скажут «…Откуда это?»
В ответ на этот вопрос удивления Всевышний Аллах, наставляя Пророка алайхиссалату вассалам, говорит:
«Скажи: “Это от вас самих”».
То есть вы сами проявили нерешительность, ослабели, сами нарушили условие Аллаха, сами поступили против приказа Посланника, а теперь приходите и говорите: «Откуда это?» Знайте же, это несчастье вы сами накликали на себя.
«Поистине, Аллах на всякую вещь Могущественен».
Что пожелает, то и сделает. В том числе, ввиду мудрости, которой Сам пожелал, Он может также наслать и несчастья на Своих правоверных рабов.
Некоторые аспекты этой мудрости излагают следующие аяты:
166. И то, что постигло вас, когда встретились две рати, то — по дозволению Аллаха, и чтобы Он узнал верующих,
167. и [чтобы] узнал Он тех, которые лицемерили. И сказано им: «Приходите, сражайтесь на пути Аллаха или отбивайте!» Сказали: «Если бы мы знали [что состоится] сражение, то непременно последовали бы за вами». Они к неверию в тот день ближе, чем к вере! Говорят устами то, чего нет у них в сердцах. И Аллах — Лучше Знающий то, что скрывают!
Без позволения Аллаха ничего не происходит. Точно так же, несчастье, постигшее мусульман в день битвы при Ухуде, произошло с позволения Аллаха.
«И то, что постигло вас, когда встретились две рати, то — по дозволению Аллаха».
Мусульмане нарушили условия, ведущие к победе, и Аллах пожелал, чтобы их постигло несчастье. Наряду с этим, эти постигшие их несчастья не были без мудрости. В частности, в битве при Ухуде мусульман постигло несчастье, «чтобы Он узнал верующих», то есть в подобных тяжелых ситуациях познаются истинные правоверные.
А также, «чтобы узнал Он тех, которые лицемерили».
И в самом деле, в день битвы при Ухуде мунафики выдали себя. Абдуллах ибн Убай ибн Салул, который был главой раздора, отвратил на пути к полю боя одну треть войска:
«И сказано им: “Приходите, сражайтесь на пути Аллаха или отбивайте!”».
То есть лицемерам было сказано: «Вы говорите, что тоже являетесь мусульманами, так вот, на нас напал враг. Для каждого мусульманина усердствование стал фардом. Так сражайтесь на пути Аллаха. Если же не хотите сражаться на пути Аллаха, то хотя бы обороняйтесь, защищайте себя». Однако стало явным их лицемерие:
«Сказали: “Если бы мы знали [что состоится] сражение, то непременно последовали бы за вами”».
Мунафики и здесь проявили свое лицемерие. Хотя они, боясь сражения, бежали с поля боя, но, не показывая этого, сказали: «Мы не присоединяемся к вам не потому, что боимся боя, а потому, что думаем, что битвы не будет. Если бы мы точно знали, что сражение состоится, то вступили бы в битву вместе с вами».
«Они к неверию в тот день ближе, чем к вере!»
Лицемеры приближаются то к ийману, то к неверию. Если чаша весов склоняется в сторону иймана, приближаются к ийману. Если же склоняется к неверию, то и они становятся ближе к неверию. В день, когда произошло это событие, лицемеры доказали, что такой своей позицией они стоят ближе к неверию, чем к ийману.
«Говорят устами то, чего нет у них в сердцах».
Они думают про себя так: поступая таким образом мы будем продолжать делать свои дела, ведь никто не узнает, что у нас внутри.
Но «Аллах — Лучше Знающий то, что скрывают!»
Он хорошо знает об их лицемерии — о том, что в их сердцах на самом деле нет того, что они говорят.
.