[аяты 147 - 150]
После изложения в предыдущих аятах истины о людях книги, далее следует обращение к Пророку алайхиссалам:
147. Истина – от твоего Господа, не будь же из сомневающихся!
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам за всю свою жизнь ни разу не впадал в сомнения касательно божественных вопросов. И несмотря на это Аллах, обращаясь к нему, говорит:
«…не будь же из сомневающихся!»
Это сказано, чтобы оказать сильное воздействие на его умму, на мусульман. Здесь делается предостережение мусульманам: где бы вы ни были, когда бы это ни было, не впадайте в сомнения, поверив ложным измышлениям иудеев и других подстрекателей, а держитесь крепко за истину от вашего Господа – за Куръан и Ислам.
148. И у каждого – сторона обращения, он – обращающийся к ней. Спешите же к добрым делам! Где бы вы ни были, приведет вас Аллах всех. Поистине, Аллах на всякую вещь Могущественен!
Здесь речь идет не только о стороне, куда обращаются во время ибадата, а говорится вообще об общем положении. У каждого есть путь, который избрал он сам, и по которому он хочет повести также и других. В том числе, люди книги, используя всевозможные методы и действия, пытаются заставить вас пойти по своему пути. Не обращайте на них внимания. Крепко держитесь своего пути и спешите совершать больше благих деяний. Потому что правоверный человек в обоих мирах получит награду в зависимости от своих благих деяний.
Пусть каждый на этом свете обращается лицом к своей кибле, пусть каждый выполняет свои ибадаты, все равно в Судный день Аллах соберет всех на одном месте для расчетов. В этом нет сомнений. Потому что:
«Поистине, Аллах на всякую вещь Могущественен»
Раз дело обстоит так, то:
149. И откуда бы ты ни вышел, обращай свое лицо в сторону Заповедной Мечети. Поистине, это – действительно истина от твоего Господа. И Аллах – не остающийся в неведении о том, что делаете!
Аллах не остается в неведении о том, какие деяния вы совершаете. Это повеление приходило и раньше. Но на сей раз повеление поступает обособленно к самому Пророку алайхиссалам, без упоминания людей книги. И еще раз подчеркивается, что это – истина от Всевышнего Аллаха, что Всевышний Аллах ведает обо всех делах.
В следующем аяте это повеление повторяется в третий раз, уже с другой целью – доказать недействительность доводов людей книги и доказать, что слова других врагов Ислама о кибле также являются безосновательными.
150. И откуда бы ты ни вышел, обращай свое лицо в сторону Заповедной Мечети. Где бы вы ни были, обращайте свои лица в ее сторону, чтобы не было у людей против вас довода, кроме тех из них, которые творили несправедливость. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня, чтобы Я довершил Мои блага вам – быть может, вы наставитесь на праведный путь!
Если повеление в первой фразе аята «И откуда бы ты ни вышел, обращай свое лицо в сторону Заповедной Мечети» относится к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, то потом следует воззвание ко всей исламской умме:
«…и где бы вы ни были, обращайте свои лица в ее сторону».
Если кибла не была обращена в сторону Каъбы, то среди людей умножились бы всякие кривотолки, доводы и доказательства против Ислама и мусульман. Где бы ни были Пророк алайхиссалам и мусульмане, если они будут оборачивать свои лица в сторону Заповедной Мечети – Величественной Каъбы, это заставит умолкнуть врагов и сведет на нет их доводы, ибо это священное место неизменно остается киблой. Ну а те, кто и после этого станут продолжать вражду, они, несомненно, будут из несправедливых. Аллах, предостерегая мусульман, говорит: «…кроме тех из них, которые творили несправедливость. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня».
То есть среди них есть те, кто совершает несправедливость, но вы их не бойтесь, бойтесь Меня. Они такие же немощные рабы, не следует оставлять предписанное Аллахом из-за страха перед этими грешниками. Бояться нужно только Самого Аллаха. Все в Его руках.
После того, как утверждается, что несправедливые ни на что не годны и что необходимо бояться только Всевышнего Аллаха, указывается, что все это является благами от Аллаха. И вестью о том, что Он доведет Свои блага до их полноценного завершения, Всевышний Аллах еще больше увеличивает надежду:
«…чтобы Я довершил Мои блага вам – быть может, вы наставитесь на праведный путь!»
.