Знания запрещают подражать чему-либо без глубокого и надежного изучения. В этом аспекте современная наука не соответствует науке прошлого. В древности, в частности в средние века, люди часто оценивали определенные вещи или события, исходя из мнения о них известных личностей. Например, они считали, что каждая мысль, исходящая от Аристотеля, абсолютно верна и безошибочна.
Но такой прерогативой не обладает никто, кроме одного Господа. И Куръан, и наука против такой бесплодной инерции мышления и сознания.
Наука полностью единогласна с Куръаном в запрещении слепого подражания. Куръан критикует тех, кто, говоря «Так делали наши предки», упрямо не хочет размышлять над своими действиями:
«И когда говорится им: “Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику”, они говорят: “Довольно нам того, на чем мы нашли наших отцов!”. И даже если их отцы не знали ничего и не наставились на праведный путь?!» («Маида», 104).
В другом аяте говорится:
«И когда скажут им: “Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!”, скажут: “Нет, последуем за тем, на чем мы застали наших отцов”. И даже если их отцы не разумели ничего и не наставились на праведный путь?! И те, которые проявили неверие, подобны тому, который кричит на того, кто не слышит ничего, кроме зова и возгласа. Глухи, немы, слепы, и они не разумеют!» («Бакара», 170–171).
Эти аяты свидетельствуют, что подражание без осмысления своих действий, без уверенности в нем – дело неверных. Никто не сможет стать верующим, пока не уверует. Никто не познает Ислам, пока не перестанет слепо подражать другим. Куръан призывает людей остерегаться от слепого подражания!
Как утверждается в Куръане, если и предводители, и следующие за ними находятся на неправильном пути, то в Судный день они подвергнутся одинаковым мукам. Это означает, что те, кто в этом мире несправедливо руководили людьми, в Судный день попытаются избегать своих последователей. Но все они подвергнутся мукам и между ними исчезнет связь.