Да будет бесконечная хвала Всевышнему Аллаху, призвавшему Своих рабов очищению нафса и совершенствованию морали, приобретению благопристойных нравов!
Да будут совершенные благословения и приветствия нашему Пророку Мухаммаду Мустафа саллаллаху алайхи васаллам, который был образцом, примером своей умме в благопристойном нраве, чей Господь хвалил его Своими словами: «И поистине, ты – действительно великого нрава»!
Религия Ислам – последняя и совершенная религия Всевышнего Аллаха, остающаяся вечной до Судного дня, отвечающая требованиям всех времен, ведущая человечество к вечному счастью в обеих мирах. Ислам – это образ жизни, предписанный человечеству Самим Всевышним Аллахом, это последняя, совершенная и всеобъемлющая религия, которая охватывает все аспекты человеческой жизни – духовный и материальный, моральный и физический, эмоциональный и интеллектуальный, личный и социальный, уделяет огромное внимание как духовному, так и физическому воспитанию человека.
Духовное воспитание или тасаввуф – это неотъемлемая часть Ислама, учение о духовном воспитании, которое способствует нравственному совершенству человека, развитию и укреплению его духовно-моральных, этических качеств. Духовное воспитание обеспечивает гармонию между физическим и духовным существованием человека. Тасаввуф - это путь морального воспитания и достижения духовного совершенства.
Духовное воспитание в Исламе основывается на признании единственности – единственной созидающей силы одного Аллаха.
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ТАСАВВУФ
Понятие «тасаввуф» стало причиной множества споров среди людей. Словарное значение этого слова также стало поводом для множества полемик среди приверженцев тасаввуфа и прочих. Известны множество соображений по поводу происхождения слова «тасаввуф» и его смысла. В свою очередь, вокруг слова «суфий» происходит то же самое. Эти два слова и смысла неразделимы друг от друга. Давайте познакомимся с некоторыми из этих соображений.
1. Некоторые считают, что слово «суфий» относится к «ахли суффа» - обитателям суффы. Во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в его мечети была суффа (земляная возвышенность, некрытый плоский помост). На этой суффе жили беднейшие сподвижники. Они занимались поиском знаний, вели аскетичный образ жизни. Суфизм произошел от них.
Противники этого мнения возражают: если бы слово «суфий» было производным от «суффа», согласно правилам грамматики арабского языка нужно было произносить «суффий». Следовательно, неправильно считать, что слово «суфий» произошла от слова «суффа».
2. Есть те, кто считает, что слово «суфий» происходит от слова «саф» (ряд). По их мнению, суфии были в первом ряду поклонения и поэтому получили такое название.
Но ученые-лингвисты игнорируют и этот довод. Потому как если бы это относилось к слову «саф», производное должно было бы произносится как «саффий».
3. Считают, что слово «суфий» имеет отношение к имени Суфа ибн Удд ибн Тлобиха. Лица, совершавшие много поклонений (ибадат), в древности уподоблялись этому человеку.
Тем не менее, и эта трактовка не была принята, ибо в Исламе нельзя брать пример с представителей других религий. Суфа ибн Удд жил во времена джахилии.
4. Некоторые считали, что слово «суфий» происходит от слова «сафо» (чистота, безупречный), ибо суфиями становились люди с чистым сердцем.
Большинство отрицает и это мнение. Они говорят, что превращение слова «сафо» в «суфий» невозможно ни по канонам словообразования, ни с точки зрения логики.
5. Большинство исследователей твердят, что слово «суфий» взято от арабского слова «сувф» (шерсть), что весьма возможно с точки зрения словообразования. К тому же, люди, полностью посвятившие себя поклонению обычно одевались крайне скромно. Их одежда обычно состояла только из шерсти.
Шерстяная ткань не бывает нежной, поэтому она считалась обособленной одеждой всех богопоклонников – абидов. Когда речь идет об поклонении Пророка саллаллаху алайхи васаллам, приводится хадис, где говорится: «Он одевал одежду из шерсти».
В хадисе, переданном от Хасана Басри рахматуллахи алайхи, сказано: «Я видел семьдесят человек из участников битвы при Бадре, на всех была одежда из шерсти».
Абу Сулайман ад-Дарани говорит об этом следующее: «Шерсть является одним из признаков зухда (воздержанного, аскетичного образа жизни). Чье сердце имеет склонность облачиться в шерсть стоимостью пять дирхамов, ему не обязательно одевать шерсть за три дирхама».
Большинство специалистов приняли последнее мнение.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВА ТАСАВВУФ
Полемики вокруг значений слов «суфий» и «тасаввуф» имеют продолжение и по поводу их терминологического значения.
Как упоминается в книге «Ал-акийда ваш-шарийъа фил Ислам», которую исследовал Мухаммад Юсуф Муса, среди произведений, написанных до пятого века хиджры, Никольсон обнаружил семьдесят пять определений слова «тасаввуф».
Абдул Кодир ал-Багдади в достоверных трудах оплотов (кутб) тасаввуфа нашел около тысячи определений.
Как отмечается в книге «Каваидут-тасаввуф», известный суфийский шейх Ахмад Заррук рахматуллахи алайхи привел до двух тысяч определений. Все они означают истинное обращение к Всевышнему Аллаху.
Сами приверженцы тасаввуфа приветствуют такое разнообразие в его определении, расценивая этот как добрый признак. Один из шейхов тариката современности, глава тариката «Ашираи Мухаммадия» в Египте, досточтимый шейх Мухаммад Заки Ибрахим говорит об этом следующее:
«Что касается разногласий в определении слова «тасаввуф», то они зависят от уровня (статуса) людей в их степенях сулука (путь духовного совершенства). Каждый из них передал свое восприятие соответственно своему уровню. Это не означает, что один выступает против статуса другого, так как истина одна. Она подобна большому саду. Каждый салик (вступивший в путь духовного совершенства), сидя под деревом, описал прелести этого дерева. Это никоим образом не означает, что в саду нет больше деревьев. Сколько бы ни были противоречивы определения, все они восходят до уровня очищения и богобоязненности».
Некоторые примеры определений тасаввуфа:
1. Внешне имея благонравие (адабы) шариата, видеть их скрытную суть. Также, имея скрытое благонравие (адабы) шариата, видеть их внешную, явную суть. Так облагораживающийся человек обретает гармоничное совершенство.
2. Это мазхаб, преследующий целью освобождение сердца (души) от всего, кроме Аллаха, искреннее (ихлас) и безупречное поклонение Творцу, а также посредством отрешения от всего, помимо Него, возведение духа в священный мир.
3. Это философия жизни, нравственно развивающая (совершенствующая) нафс, которая посредством определенного практического усердия (лишений) превращается в действительность (истину) и иногда возводит до ощущения слияния с высшей истиной. Также вознесет до обретения познания (просвещения) посредством удовольствия (завк) и разума.
4. Тасаввуф – это наука, изучающая состояние нафса: добро и зло, путь очищения его зла и украшения его добра, способ его продвижения к Всевышнему Аллаху и прибегания к Нему. Это наука не просить прибежища у других, помимо Него.
5. Тасаввуф – это достижение приближенности и соединения (к Аллаху) путем освобождения от всякой скверны и назидаясь от каждого благого. Тасаввуф – это воссоздание человека заново и связывание его со своим Господом в каждой мысли, слове, делах и намерениях.
Напоминаем, что слово «тасаввуф» и связанные с ним слова были также скрупулезно изучены древними мастерами лексических наук наряду с определениями, отмеченными выше.
В частности, в словаре «Ал-муъджам ал-васийт» об этом сказано следующее:
«Саввафа фуланан» - означает «счел кого-либо из суфиев». «Тасаввафа фуланун» - означает «такой-то стал суфием».
Тасаввуф это форма сулука и он зиждется на скромной и украшенной достоинствами жизни ради очищения нафса и возвышения духа.
Наука тасаввуф – это все, во что веруют суфии, а также их приличие и благонравие, которых они придерживается в своих общинах и наедине. Суфий – это человек, который последовал по пути тасаввуфа».
Теперь приведем одно из самых известных определений суфия.
Шейх Шихабуддин Абу Хафс Умар ибн Мухаммад ас-Сухраварди рахматуллахи алайхи характеризует суфия следующим образом:
«Суфий – это личность, которая все ставит на свое место, со знанием распоряжается временем и действиями, соразмерно обращается с созданиями, неукоснительно исполняет повеления Господа, скрывает то, что требует сокрытия, раскрывает то, что должно быть раскрыто и совершает все уместно и своевременно, наслаждаясь душой, со здравым тавхидом (единобожие), с совершенным познанием (просвещением), соблюдением чистосердечного ихласа».
Из книги "Духовное воспитание"