А. Определение
аз-Зарâйи’ (ед.ч. аз-зари’а) означает «средство», «повод», «отговорка». Терминологически аз-зарâйи’ определяется как "вещи, служащие средством, приводящим к разрешенному (халâл) и запретному (харам)". Согласно этому, то, что приводит к хараму, является харамом. А то, что является средством для достижения дозволенного (мубâх) - дозволено. Для должного (вâджиб) обязательным является должное. Например, пре любодеяние (зинâ) является харамом. Оставаться наедине с женщиной, которая не является разрешенной тебе (халâл) запрещается (харам), так как это может быть средством, приводящим к прелюбодеянию. Пят ничная молитва является обязательной (фард), прекращение торговли и устремление к месту совершения молитвы также обязательно. Совершение хаджжа является обязательным (фард) для лица обладающего со стоянием и временем, приложение усилий в этом направлении также обязательно (фард).
Преграда на пути, ведущем к плохому, называется садд аз-зарâйи’/سد الذرائع (перекрытие средств). Откры тие путей, ведущих к добру, называетсяфатх аз-зарâйи’/فتح الذرائع (открытие средств).
Если мâликиты и ханбалиты признают садд аз-зарâйи’ в качестве аргумента, то ханафиты и шâфииты не признают его как аргумент[1]. Однако, согласно аль-Карâфи, факиху мâликитского толка, на практике всемазхабы использовали садд аз-зарâйи’ в качестве аргумента. аль-Карâфи обобщал это следующим обра зом - факихи разделяли аз-зарâйи’ на три части: 1) аз-Зарâйи’ единогласно принимается во внимание. На пример, не позволительно рыть колодец на дороге, добавлять яд в пищу, так как это может стать причиной смерти верующих. То есть, это запрещается (харам). 2) аз-Зарâйи’ единогласно отменяется. Например, из-за опасения изготовления вина из винограда нельзя запретить виноградарство. 3) Спорное аз-зарâйи’. Напри мер, продажа в рассрочку, где присутствует сомнение в получении процента.
Мâликитский и ханбалитский мазхабы в своих действиях применялиаз-зарâйи’, а ханафитский с шâфиитским, применяя аз-зарâйи’, прибегали в своих действиях к ухищрениям. Полезно будет дать некото рые пояснения этим средствам.
Б. Ухищрения и выходы (аль-хийал ва аль-махâридж)
(الحيل و المخارج)
В языке слово аль-хиле (الحيلة) мн.ч. аль-хийал (الحيل) означает средство, находчивость. В терминологии фа кихов это слово определяется как “пути, средства и выходы, найденные для согласования по форме и внешнему виду с фикхом поступков и самостоятельных действий, легитимизации их полезных особенно стей”[2]. Некоторые âлимы подразумевают под ухищрениями (аль-хийал) законные выходы из положения аль-махâридж.
Мазхабы, использующие это средство, приводят в качестве законного обоснования аят из Корана, где говорится об Айюбе (мир ему)[3]. Точно также для подтверждения законности применения аль-хиле, приво дят некоторые доводы из Сунны[4].
аль-Хийал (ухищрения) можно разделить на две части:
1. Допустимые шариатом
Такие, когда человек соблюдающий пост во искупление (каффâрат), до завершения этого поста, с на ступлением месяца рамадан, предпринял путешествие. Так Абу Ханифа пояснил правильность намерения путника, если он имел намерение помимо поста в рамадан соблюсти и необходимый (вâджиб) пост.
2. Не допускаемые шариатом
Такие, когда человек, для того, чтобы не заплатить закят, дарит кому-либо собственность, а затем, до истечения одного года, отказываясь от дарения, забирает эту собственность.
[1] "İlm-i Hilâf", s. 130.
[2] Karaman, "Tarih", s. 77.
[3] "Сад", 44.
[4] Tirmizi, "Büyü", 21.
.