Виды деяний, совершенных
Пророком саллаллаху алайхи васаллам
Перейдем к деяниям Посланника Аллаха саллаллаху алайхи ва-саллам. Нам хорошо известно, что обо всех его деяниях с особой точностью рассказано в хадисах. В то же время мы знаем и то, что нашим долгом является следование его примеру. Тогда возникает вопрос: деяния, совершенные Пророком саллаллаху алайхи васал-лам, являются для нас фардом или ваджибом? Являются ли эти деяния сунной, поскольку о них говорится в хадисах, или сущест-вуют другие положения? Одинаковы ли эти деяния по своей сути или различны?
В сборниках хадисов ответов на эти вопросы нет. В них есть лишь предания, описывающие деяния нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Ответы на эти вопросы дали наши ученые.
Деяния (действия, поступки) Посланника саллаллаху алайхи ва-саллам подразделяются на три вида:
К первому виду относятся действия Пророка саллаллаху алайхи васаллам естественного свойства, к примеру: его манера сидеть, стоять, ходить, питаться, спать и т.п. Несомненно, Посланник Ал-лаха саллаллаху алайхи васаллам совершал такие действия не на основе вахий, а на основе человеческой природы в силу того, каким он был сотворен Всевышним Аллахом. Подобные же действия его умма совершает также на основе своей человеческой природы. Та-кие действия для всех являются деяниями мубах.
Поэтому в таких действиях стремление поступать так же, как это делал Пророк саллаллаху алайхи васаллам, не является обязатель-ным (ваджиб). Однако, если какие-нибудь действия были особо оговорены и относительно них изложены специальные положения, то их следует выполнять. К примеру, в хадисах сказано о необхо-димости есть пищу правой рукой. Значит, мусульманин должен есть правой рукой.
Также не считаются требованиями шариата и указания Послан-ника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам мирского характера, та-кие, как о торговле, осуществлении какого-нибудь дела, советы больному, которые он давал, основываясь не на Божественном вахий, а на личном опыте и разумении. Примеров тому много.
В битве при Бадре мусульмане во главе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам разбили стан в одном месте. Тогда Хаббаб ибн ал-Мунзир радияллаху анху подошел к Посланнику Ал-лаха саллаллаху алайхи васаллам и спросил: «Вы остановились здесь по повелению Аллаха или по собственному мнению, как стратегия и военный маневр?». Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ответил: «По своему мнению, как стратегия и военный маневр». Хаббаб радияллаху анху сказал: «Если так, то это не совсем подхо-дящее место», и посоветовал перейти ближе к источникам воды. Войска мусульман разбили лагерь там и в ходе битвы польза этого решения стала очевидной.
Другой пример. Однажды Пророк саллаллаху алайхи васаллам, проходя по Лучезарной Медине, увидел людей, опылявших фини-ковые пальмы. Он спросил у них, что они делают. Те ответили, что если опылять финиковые пальмы, урожай будет богаче. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал им, дескать, если суж-дено быть хорошему урожаю, то так будет и без опыления. Люди прекратили опыление. Тот год выдался неурожайным. Люди при-шли к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и стали се-товать на это. На что он сказал: «Вы лучше знаете ваши мирские дела».
Ко второму виду относятся действия, присущие только самому Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Такие действия были позво-лены исключительно Пророку саллаллаху алайхи васаллам, тогда как остальным мусульманам не разрешено их совершать. Напри-мер, соблюдение непрерывного поста (то есть без сухура — приема пищи до рассвета), брать в жены одновременно более четырех женщин и т.п. В этом случае неуместно рассуждать: «Если Пророк саллаллаху алайхи васаллам делал это, то и мне можно».
К третьему виду относятся действия, не представленные в пер-вых двух. Такие действия отражают положения шариата, и в этом мусульмане должны следовать примеру Посланника Аллаха сал-лаллаху алайхи васаллам. Степени же обязательности таких дейст-вий — их предписанности фардом, ваджибом, сунной или мубахом определяются по различным их признакам.
.