Различные значения слова
«сунна» в терминологии разных наук
Для устранения недоразумений вокруг вопросов, относящихся к сунне, очень важно правильно понимать используемые в хадисоведении термины и уметь определять их тонкие различия. Да, дорогие читатели, мы часто используем слово «сунна», но задумываемся ли мы над тем, что «сунна» имеет различные смысловые значения? В терминологии мухаддисов оно одно, ученых основ фикха — другое, и факихов — третье. Если до сего дня мы не ведали эту научную истину, теперь нам следует это знать. Слово «сунна» в каждой из указанных наук обретает разные значения. Только тот, кто понимает все тонкости этих значений, может понять их различия и получить возможность выбора правильного пути в нужном направлении.
Давайте и мы попытаемся разобраться в этом вопросе. С помощью Аллах, может, что-то поймем.
«Сунна» в терминологии мухаддисов
В терминологии мухаддисов сунной называются изречения, действия, безмолвные одобрения (такрир), сведения о внешности, нраве и сийре Пророка саллаллаху алайхи васаллам, в том числе относящиеся ко времени до его становления пророком.
И в самом деле, читая сборники хадисов, наряду с изречениями, деяниями Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и одобрениями им действий почтенных сподвижников, мы узнаем также данные о телесном сложении, внешности Пророка саллаллаху алайхи васаллам, а также о его таких качествах, как прекрасный нрав, терпеливость, кротость, скромность, исключительная благонадежность. Ученые-мухаддисы через утвердившиеся предания, изложенные ими в своих книгах, донесли до нас — уммы Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам — сведения о его жизненном пути, иными словами, всю его биографию.
Само собой разумеется, невозможно, чтобы мусульмане применяли на практике в своей жизни все, что изложено мухаддисами в сунне. К примеру, предания о сложении и внешности нашего Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам представляют собой сведения, которые предназначены для того, чтобы мусульмане хранили в своих сердцах образ своего любимого Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Несомненно, переданные в хадисах сведения о том, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам имел сложение определенной формы, не означает, что каждый мусульманин обязан сделать так, чтобы его сложение было таким же. Подобно этому никто не говорит и того, что мы, следуя Пророку саллаллаху алайхи васаллам, должны совершать таханнус (богослужения по своему усмотрению), сидя в пещере Хира, как это делал он, о чем также рассказывается в хадисах.
Таким образом, наши мухаддисы считали сунной любую информацию, имеющую отношение к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, и стремились собрать, уточнить и проверить каждую такую информацию, а также самих передатчиков этих сведений. Несомненно, все это огромная заслуга мухаддисов, которые много труда вложили в данное дело. Об этом мы говорили и выше. Однако следует еще раз отметить, что, изучив и собрав хадисы, мухаддисы выполнили свою задачу.
Далее уже ученые-факихи определяли и поясняли, какие положения шариата вытекают из хадисов, какие из них служат основанием для заключения о положении фард, а какие — для положения ваджиб и т.д.
Уместно также напомнить еще об одной научной истине. У большинства людей складывается впечатление, что сначала хадисы были собраны и систематизированы мухаддисами, а затем факихи выводили (разрабатывали) на их основе положения шариата.
В действительности же факихи формулировали положения шариата только после того, как тщательно изу-чили хадисы. Это было до их систематизации. В последующем мухаддисы на основе своих методов приступили к систематизации хадисов, написанию книг согласно тематике и иным принципам.
Об этом свидетельствует и тот факт, что самый знаменитый факих имам Абу Ханифа рахматуллахи алайхи умер в 150 г.х., тогда как самый знаменитый мухаддис имам Бухари рахматуллахи алайхи родился только в 194 г.х.
«Сунна» в терминологии факихов
В терминологии факихов сунной называются те изречения и деяния Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, которые не являются фардом или ваджибом.
Сунна, согласно терминологии факихов, есть противоположность бидъы (нововведения в шариате). Хорошо известно, что на основе исходивших от Пророка саллаллаху алайхи васаллам действий и высказываний сформулированы фард, ваджиб и другие положения шариата. Следовательно, с точки зрения факихов, сунной является не все, что говорил или делал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, и не все то, что имеет основание считаться положением шариата. Сунной является только то из этих изречений и деяний, что по своему уровню следует после фарда и ваджиба.
На вопрос о том, каково определение сунны согласно терминологии факихов, мы отвечаем, опираясь на учение факихов, что это некатегоричное требование шариата, за исполнение которого человек заслуживает саваб (вознаграждение), а за неисполнение не наказывается.
Из этого совершенно ясно, что сунна в данном понимании включает в себя только одну весьма ограниченную часть из того, что исходило от Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Следовательно, никто не имеет права утверждать, дескать, раз уж за исполнение сунны человек заслуживает саваб, а за неисполнение не наказывается, то мы будем следовать тем из изречений и деяний Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, которым захотим! Нам следует владеть полной и правильной информацией о сунне, а не доверяться всяким измышлениям неученых людей.
«Сунна» в терминологии ученых
усулул фикх (основ фикха)
В терминологии ученых науки основ фикха сунной считается каждое изречение, действие или одобрение (такрир) Пророка саллаллаху алайхи васаллам, которые могут служить аргументом для положения шариата.
Каждому, даже не особо знакомому с Исламом человеку, известно, что из четырех основных источников исламского шариата первым является Священный Куръан, а вторым — пречистая сунна. Именно эта сунна и понимается в терминологии ученых усулул фикх. Изучив все изречения, деяния и такриры Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, имеющие отношение к положениям шариата, ученые усулул фикха разработали основы правил и законов фикха.
Факихи же, используя эти правила, с учетом довода, существующего в сунне для каждого шариатского деяния, определяют степень этого деяния и излагают способ его исполнения.
В круг рассматриваемых ими предметов не входит все то, что исходило от Пророка саллаллаху алайхи васаллам (его изречения, деяния и такриры), которые не могут послужить доводом для выведения положений шариата, в том числе и сведения о его внешних и нравственных качествах, а также его биографические данные. Слова и призывы соблюдать сунну, обращенные ко всем, о чем мы уже говорили, в основном относятся к сунне именно в этом понимании.
«Сунна» в понимании сподвижников
Почтенным сподвижникам и табиъинам было присуще называть сунной Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам только то, что относилось к положениям шариата.
Другими словами, среди всего, что исходило от Пророка саллаллаху алайхи васаллам и было связано с его личностью, они называли сунной только то, что должны исполнять все мусульмане.
Согласно этому принципу, все деяния и изречения Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам были разделены на относящиеся к сунне и не относящиеся к ней. Мусульмане должны были исполнять сунну. Остальное не считалось обязательным для исполнения.
В предании, которое имам Ахмад ибн Ханбал привел в своей книге «Муснад», Абу Туфайл радияллаху анху говорит следующее:
«Я сказал Ибн Аббасу:
— Твои люди говорят, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал таваф Байта (Каъбы) богатырской, бравой походкой (походкой рамл), и что это является сунной.
Он ответил:
— Они сказали и правду, и неправду.
Я спросил:
— Что значит: “сказали и правду, и неправду”?
Он ответил:
— Правда то, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал таваф Байта бравой походкой. Неправда в том, что это является сунной.
Во время событий при Худайбийи курайшиты сказали: “Мухаммада и его сподвижников предоставьте самим себе, пусть они вымрут словно черви, что бывают на животных”. Пророк саллаллаху алайхи васаллам заключил с ними соглашение о прибытии в Мекку в следующем году вместе со своими сподвижниками и пребывании в ней в течение трех дней.
Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам прибыл в Мекку, мушрики (многобожники) стояли на стороне Куъайкиъан. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал сподвижникам: “Совершите три рамла (ритуальных обхода бравой походкой) вокруг Байта, но это не сунна”.
Я сказал:
— Твои люди говорят, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершил саъй между Сафой и Марвой верхом на верблюде, и что это является сунной.
Он ответил:
— Они сказали и правду, и неправду.
Я спросил:
— Что значит: “сказали и правду, и неправду”?
Он ответил:
— Правда в том, что он совершил ритуал саъй между Сафой и Марвой верхом на верблюде. Неправда же в том, что это является сунной. В то время люди не сторонились и не уступали дорогу Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Поэтому он совершил этот ритуал верхом на верблюде, чтобы они слышали его слова и не дотрагивались до него руками.
Я спросил:
— Твои люди говорят, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал саъй между Сафой и Марвой, и что это является сунной?
Он ответил:
— Они сказали правду».
Из этого предания очевидно, что почтенные сподвижники считали сунной для мусульман не все поступки Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, а только те, что связаны с шариатскими положениями и которые они сами безупречно выполняли.
Помимо этого, почтенные сподвижники обсуждали: относятся ли к сунне некоторые другие действия Пророка саллаллаху алайхи васаллам, то есть, следует ли мусульманам исполнять их или нет. Приведем всего лишь один пример.
Возвращаясь из долины Мина во время совершения хаджа, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Завтра, ин шаа Аллах , мы остановимся на возвышенности в селевом русле племени Канана, там, где они поклялись в неверии». То место называлось Абтах (или Михсаб).
Однако он не направлял туда Абу Рафиъ радияллаху анху для подготовки места и не давал никаких указаний. Как сообщает Абу Рафиъ радияллаху анху, он сам избрал место Абтах и подготовил там шатер для Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Учитывая этот и другие схожие случаи, почтенные сподвижники обсуждали вопрос о том, является ли сунной посещение местечка Абтах при возвращении из Мина во время совершения хаджа. Они обсуждали не сам факт остановки Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в Абтахе при возвращении из Мины, а вопрос о принадлежности или не принадлежности этого деяния к сунне — как к положению шариата.
В предании имама Муслима говорится, что Абдуллах ибн Умар радияллаху анху считал это сунной и во время совершения хаджа всегда останавливался в Абтахе.
Абдуллах ибн Аббас, Абу Рафиъ, почтенная Аиша и другие сподвижники радияллаху анхум считали, что посещение Абтаха при возвращении из Мины во время хаджа не является сунной.
В предании имама Муслима также сказано, что Аиша радияллаху анха говорила: «Посещение Абтаха не является сунной».
Согласно же преданию имама Ахмада, мать правоверных Аиша радияллаху анха говорила: «Клянусь Аллахом, тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам посетил Абтах только из-за меня».
Однако со временем смысловые оттенки терминов менялись. В процессе этих изменений термин «сунна» стал использоваться для обозначения всего, что касается Пророка саллаллаху алайхи васаллам, независимо от того, относится ли то к положениям шариата или нет. Поэтому ученые постоянно напоминают о том, что сунна может включать в себя как относящееся к положениям шариата, так и то, что к ним отношения не имеет. Обратимся к некоторым примерам, дабы это помогло нам лучше разобраться в данном вопросе.
Имам Абу Мухаммад ибн Кутайба в своей книге «Таъвилу мухталафил хадис» писал следующее:
«По нашему разумению, существуют три вида сунны:
Первый вид сунны — это сунна, переданная от Всевышнего Аллаха через Джабраила алайхиссалам. К нему относятся такие положения, как: “Не может заключаться брак с женщиной, тетя которой уже состоит в браке с тем же мужчиной”, “Запретные по линии родства лица также являются запретными по линии молочного родства”, “Однократное или двукратное кормление ребенка не приводит к запрету (харам)”, “Выплата отступных за убийство (денежной компенсации вместо кровной мести) возлагается на разумных родственников (из числа мужчин по линии отца)”.
Второй вид сунны — это то, что Аллах установил для Пророка саллаллаху алайхи васаллам как мубах-деяния и предоставил их ему на собственное усмотрение. В этих вопросах Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам дозволено делать исключения для отдельных людей, учитывая те или иные уважительные причины. К примеру, Пророк саллаллаху алайхи васаллам предписал мужчинам харамом носить одежду из шелка. В то же время, учитывая имевшийся у Абдуррахмана ибн Авфа недуг, он разрешил ему носить такую одежду.
Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам провозгласил, что в Мекке “деревья не вырубаются и трава в ней не вырывается”, Аббас ибн Абдулмутталиб сказал:
“О Посланник Аллаха, кроме изхира — он нужен нам для наших домов”.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Кроме изхира”.
Если бы Всевышний Аллах запретил вырубать все деревья в Мекке, Посланник саллаллаху алайхи васаллам не согласился бы с просьбой Аббаса. Но в силу того, что Аллах предоставил Пророку саллаллаху алайхи васаллам право делать исключения в необходимых вопросах на свое усмотрение, он разрешил рубить изхир в интересах людей.
Третий вид сунны — это то, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам оставил нам в качестве сунны нраво-учения. Следование им — благо для нас самих, обретем дополнительные достоинства. Неисполнение же, ин шаа Аллах, не будет для нас грехом. Примером тому являются указания Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам завязывать переднюю часть чалмы поверх горла, не употреблять мясо животных “джаллала” (животные, питающиеся нечистой пищей), а также запрет заниматься ремеслом кровопускания».
Имам Абу Мухаммад ибн Кутайба (умер в 276 г.х.) является представителем ученых древности.
* * *
Теперь же ознакомимся с тем, что писал по этому поводу представитель более позднего поколения ученых имам Шах Валийуллах Дихлави (умер в 1176 г.х.). Имам Дихлави рахматуллахи алайхи в своей книге «Худжатуллахил балига» пишет следующее:
«Знай, что переданное от Пророка саллаллаху алайхи васаллам и записанное в сборниках хадисов, подразделяется на две части:
Первое — то, что исходило от него как доведение пророчества.
Об этом Всевышний Аллах сказал:
“Берите то, что дает вам Посланник, и отвращайтесь от того, от чего он вас отвращает”.
Сюда входят учения, имеющие отношение к ахирату — миру последнему, и удивительные события сокровенного мира ангелов. Все эти учения основаны на вахий Аллаха.
К этой же категории относятся положения шариата, доскональное определение поклонений (ибадатов) и все то, что служит основанием для разновидностей этих доскональных определений. Некоторые из них основаны на вахий, а другие на иджтихаде. Иджтихад Пророка саллаллаху алайхи васаллам приравнивается к вахий, поскольку Сам Всевышний Аллах оберегал Пророка саллаллаху алайхи васаллам от неверных умозаключений. Помимо этого, иджтихад Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не нуждается в выведении заключений из положений шариата, как думают некоторые. Ибо Всевышний Аллах Сам научил Пророка саллаллаху алайхи васаллам шариату, его целям, правилам облегчений и положений, сообщив об этом через вахий.
Сюда также входят нормы и примеры высокой нравственности, время и границы действия которой не определены, а также противоположные им и схожие с ними вольные изречения и все остальное, что приносит безусловную пользу. В большинстве случаев основой таких действий и изречений является иджтихад. Следовательно, Аллах обучил Пророка саллаллаху алайхи васаллам основополагающим законам выведения заключений.
Также сюда относятся добрые деяния и достойные похвалы качества тех, кто их совершает. По моему разумению, некоторые из них основаны на вахий, а некоторые — на иджтихаде.
Второе — то, что исходило от него вне пророчества. Об этом Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: “Воистину, я тоже человек. Когда я даю указания относительно вашей религии, принимайте их. Когда же я говорю вам свое личное мнение, воистину, я ведь тоже человек”.
Относительно истории об опылении финиковых пальм Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Ведь я всего лишь высказал свое предположение. Не ловите меня на предположениях. Но если я говорю вам что-либо от имени Аллаха, следуйте тому строго, ибо я не говорил от Аллаха неправду”.
Таким же образом не являются доведением пророчества до людей и рекомендации по врачеванию.
К этому ряду относятся и такие рекомендации Пророка саллаллаху алайхи васаллам, как “Используйте карабаира с белым пятном на лбу”. Подобные его высказывания основаны на личном опыте.
Сюда же относятся и высказывания близких Пророка саллаллаху алайхи васаллам, аналогичные хадисам Умму Зарр и Хузафа. Примером тому может служить история, когда несколько человек, придя к Зайду ибн Сабиту, сказали:
“Расскажи нам что-нибудь из хадисов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Тогда он сказал:
— Я был его соседом. Каждый раз, когда ему ниспосылался вахий, он отправлял кого-нибудь ко мне. Я записывал для него то, что было ниспослано. Когда мы говорили о мирских делах, он также говорил об этом вместе с нами. Когда мы говорили о том, что относится к миру вечному, он также говорил с нами об этом. Если мы говорили о еде, он тоже говорил с нами о ней. И что, мне рассказать вам обо всем этом?!”.
Сюда также относится то, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал исходя из обстоятельств определенного дня, и потому не обязательное для всей уммы. Кроме того, это такие дела, как приказы халифа о подготовке войска, определение девиза (для различения подразделений воинов).
Примером тому могут служить следующие слова почтенного Умара радияллаху анху: “Что же до рамла (совершения тавафа бравой походкой), то этим мы всего лишь показали себя перед народом, погубленным Аллахом”. Но затем из опасения, как бы в том высказывании не проявилась другая причина (повод для иного действия), не стал вносить изменений в этот обряд.
В действительности, многие положения относятся к этой категории, так же, как и слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам: “Кто убьет одного врага, получит его вещи”.
К этому также относятся особые положения и решения суда. В таких случаях Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам поступал исходя из слов и показаний людей, а также их клятв. Примером тому может служить его изречение, адресованное Али радияллаху анху: “Присутствующий (свидетель) видит то, чего не видит отсутствующий”».
* * *
Надеюсь, что комментарий к небольшому отрывку из книги «Худжатуллахил балига» выдающегося ученого Шаха Валийуллаха Дихлави поможет многим из нас еще больше прояснить рассматриваемый вопрос.
.