Соразмерно мудрая расстановка всего и вся Всевышним Аллахом требует наступления после мира сего мира последующего, в котором каждому человеку в соответствии с его деяниями будет воздано наказанием либо наградой. Куръан же разъясняет людям действительность существования другого, последнего мира. Дабы люди задумывались о мире последующем, в своих земных деяниях устремлялись к довольству и наградам Аллаха.
Священная Книга уделяет большое внимание воскрешению человека после смерти и описанию последующего мира. Почти все суры напоминают о воскрешении. Некоторые же целиком посвящены трактовке этого вопроса, поскольку он служит основой, фундаментом всех добрых дел. Если бы все люди вери-ли этой истине, следовали бы ей, не сомневаясь и не уклоняясь, то и деяния их были бы благими, в обществе добро взяло бы верх, а зло пошло на убыль. Однако, к сожалению, во все времена большинство людей поглощал интерес к жизни в этом тленном мире, к ее внешней соблазнительности. И потому у многих возникают сомнения относительно своего воскрешения после смерти, равнодушие к миру иному. И они перестают верить в Судный день. Происходит это в основном по следующим причинам:
1. Потому что будущее — это не то, с чем люди непосредственно сталкиваются в этой жизни, и потому они не ощущают от него очевидной материальной пользы.
2. Будущее — очень трудно доказуемое дело. Люди ведь видят другое: как им подобные умирают, разлагаются, полностью сливаются с землей. И невольно у них возникает вопрос: каким же образом эти уже исчезнувшие люди могут воскреснуть и вернуться в свое прежнее состояние?
3. Как известно, не было случая, чтобы покойный воскрес и продолжал эту жизнь вечно.
Однако все это не оправдывает неверия отвергающих воскрешение.
Куръан предупреждает:
ﮌ ﮍ ﮎ ﮏ ﮐ ﮑ ﮒ ﮓ ﮔ ﮕ ﮖ ﮗ ﮘ ﮙ ﮚ ﮛ ﮜ
«И Аллаху принадлежит [все] то, что на небесах, и [все] то, что на земле, чтобы Он воздал тем, которые творили зло, — за то, что содеяли, и воздал тем, которые творили прекрасное, — прекрасным» («Наджм», 31).
Еще один аят гласит:
ﮮ ﮯ ﮰ ﮱ ﯓ ﯔ ﯕ ﯖﯗ
«Неужели Вы считали, что поистине, Мы сотворили вас напрасно и что поистине, вы к Нам не будете возвращены?!» («Муминун», 115).
Сомневающимся в Куръане адресовано много убедительных увещеваний.
ﭭ ﭮ ﭯ ﭰ ﭱ ﭲ ﭳ ﭴ ﭵ
«И Он — Тот, Кто сотворяет творения первоначально, потом повторяет его [сотворение]. Ведь это еще легче для Него!» («Рум», 27).
Тем, кто отрицает воскрешение Куръан говорит так:
ﮌ ﮍ ﮎ ﮏ ﮐ ﮑ ﮒ ﮓ ﮔ ﮕ ﮖ ﮗ ﮘ ﮙ ﮚ ﮛ ﮜ ﮝ ﮞ ﮟ ﮠ ﮡ ﮢ ﮣ ﮤ ﮥ
«О люди! Если вы в сомнении о воскрешении [после смерти], так поистине, Мы сотворили вас из земли, потом из нутфы (спермы), потом из алака («пиявки»), потом из «разжеванного» мяса, сформованного или бесформенного, — чтобы Мы разъяснили вам» («Хадж», 5).
Современная наука подтверждает, что Аллах сотворил человека из земли. Если исследовать человеческое тело, то обнаружится, что в нем содержатся все вещества, которые содержатся в почве. Это также является ярким доказательством сотворения человека из глины.
В суре «Коф» Куръана говорится:
ﮟ ﮠ ﮡ ﮢ ﮣ ﮤ ﮥ ﮦ ﮧ ﮨ ﮩ ﮪ ﮫ ﮬ ﮭ ﮮ ﮯ ﮰ ﮱﯓ ﯔ ﯕ ﯖ ﯗﯘ ﯙ ﯚ ﯛ
«И низвели Мы с неба воду благодатную, и взрастили Мы ею сады и урожай зерна, и финиковые пальмы высокие — у них гроздья тугие, — уделом рабам. И оживили Мы ею город мертвый. Таков выход (из могил)!» (аяты 9–11).
Аллах в этих аятах на примере растений и деревьев наглядно показывает возможность воскрешения. Подобно тому, как после дождя оживают земля и растительный мир, в Судный день оживут, воскреснут и люди.