استقبال القبلة
Обращение лицом в сторону киблы (2)
368- عَنِ الْبَرَاءِ يَقُولُ: صَلَّيْنَا مَعَ النَّبِيِّ r نَحْوَ بَيْتِ الْمَقْدِسِ سِتَّةَ عَشَرَ شَهْرًا أَوْ سَبْعَةَ عَشَرَ شَهْرًا، ثُمَّ صُرِفْنَا نَحْوَ الْكَعْبَةِ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا أَبَا دَاوُدَ.
«Вместе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам мы совершали намаз, обратившись в сторону Байтул Макдиса (Иерусалима) в течении шестнадцати или семнадцати месяцев. Потом нас повернули в сторону Каъбы».
Передали пятеро, кроме Абу Давуда.
Пояснение: Совершив хиджру (переселение) в Лучезарную Медину, Пророк саллаллаху алайхи васаллам начал совершать намаз, обратившись лицом в сторону Байтул Макдиса. Тогда кибла находилась в том направлении. Именно поэтому Иерусалим и сегодня называется первой киблой.
Улемы отмечали, что сомнение относительно срока, в течении которого намаз совершался в направлении Байтул Макдиса, является личной неуверенностью самого равийа хадиса — почтенного Баро радияллаху анху.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам прибыл в Лучезарную Медину в месяце Рабиъул аввал. Изменение же направления киблы в сторону Каъбы имело место во втором году хиджры в месяце Раджаб. В этот промежуток времени киблой был Байтул Макдис, после чего ею стала Каъба.
Таким образом, если намаз совершается не в направлении Каъбы, такой намаз считается несостоятельным.
369- عَنِ ابْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا قَالَ: بَيْنَمَا النَّاسُ فِي صَلَاةِ الصُّبْحِ بِقُبَاءٍ إِذْ جَاءَهُمْ آتٍ فَقَالَ: إِنَّ رَسُولَ اللهِ r قَدْ أُنْزِلَ عَلَيْهِ اللَّيْلَةَ وَقَدْ أُمِرَ أَنْ يَسْتَقْبِلَ الْكَعْبَةَ فَاسْتَقْبِلُوهَا، وَكَانَتْ وُجُوهُهُمْ إِلَى الشَّامِ فَاسْتَدَارُوا إِلَى الْكَعْبَةِ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا التِّرْمِذِيَّ.
«Когда люди совершали намаз фаджр в (мечети) Кубо, пришел один человек и сказал:
— Сегодня ночью Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам был ниспослан аят. Воистину, ему повелено обращаться в сторону Каъбы. Так и вы обращайтесь в ту сторону!
Они смотрели лицом в сторону Шама и повернулись в направлении Каъбы».
Передали пятеро, кроме Тирмизи.
Пояснение: Точно такое же событие произошло и в другой мечети. После того, как был ниспослан аят об объявлении киблой Каъбы, сподвижники, совершившие намаз лицом в сторону Каъбы вместе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам увидели ансаров, совершавших намаз в сторону Байтул Макдиса, сообщили им об изменении киблы. Тогда ансары прямо во время намаза повернулись в направлении Каъбы. Вот эта мечеть получила название «Масджидул Киблатайн» («мечеть двух кибл»).
Из этого хадиса также следует, что во время совершения намаза обращаться в сторону Величественной Каъбы является обязательным (фардом).
.