[аяты 206-207]
Следующий аят еще больше проясняет приметы мунафика, о котором говорилось в предыдущем аяте:
206. И когда сказано ему: «Бойся Аллаха!», подталкивает его гордыня на грех. Довольно ему геенны! И действительно, какое скверное ложе!
Если наставлять и увещевать такого мунафика, он не внемлет. Если напомнить об Аллахе, он высокомерно станет задирать нос. Будет чваниться своими грехами, ошибками и недостатками. И даже не устыдится перед Аллахом. А ведь совсем недавно он клятвенно заверял: «Аллах свидетель тому, что у меня в душе». Такому человеку достаточно будет геенны. Насколько же скверное место геенна!
Как передает имам Фахриддин Рази, был один мунафик — лицемер по имени ал-Ахнас ибн Шарик, внешне благочинный, а внутри полный нечестия. Однажды он пришел к Пророку алайхиссалам, показал свое мусульманство внешне красивым и поклялся, что питает к нему любовь. Затем, когда вышел от Пророка алайхиссалам, прошел мимо посевов и верблюдов мусульман. Он поджег посевы и убил верблюдов. Вот тогда Аллах и ниспослал вышеприведенный аят.
В риваяте, переданном Ибн Джариром Табари, Навфул Бакали сказал: «Я нашел качества некоторых людей из этой уммы в ниспосланной Аллахом книге. Они ради мирского в своих ухищрениях используют религию. Их уста слаще меда, но сердца поганее поганки. Людям показываются, облачившись в овечью шкуру, а сердца их хуже волчьего. Всевышний Аллах скажет: “Неужели они смеют дерзить Мне? Неужели они обольщаются насчет Меня?! Клянусь Собой, Я пошлю им такую фитну, что изумится даже самый кроткий».
Имам Куртуби сказал: «Я поразмыслил над этими словами в Куръане и оказалось, что это мунафики. Я нашел это в аяте: “И среди людей — те, речи кого восхищают тебя в земной жизни”».
Это был пример одной категории людей. В следующем же аяте приводится пример противоположной категории:
207. И среди людей — те, кто продает свою душу, желая довольства Аллаха. И Аллах — Сострадательно Кроткий к рабам.
Это — описание истинного, искреннего верующего. Его единственная цель — снискать довольство Аллаха. На этом пути он готов израсходовать все, даже отдать свою жизнь, принести в жертву свою душу. Лишь бы обрести довольство Аллаха. Одним из примеров обладателей таких качеств во времена ниспослания аята был Сухайб ар-Руми радияллаху анху.
Как передает имам Фахриддин Рази, когда Сухайб ар-Руми отправился совершить хиджру из Мекки в Лучезарную Медину, группа из многобожников Курайша отправились в погоню за ним, чтобы вернуть его обратно. Тогда он спешился с верхового животного, разложил в ряд стрелы из колчана, взял в руки лук и сказал:
— О люди Курайша, вы ведь знаете, что я один из самых метких стрелков среди вас?! Клянусь Аллахом, пока не закончатся стрелы в моем колчане, ни один из вас не сможет приблизиться ко мне! Затем, своей саблей я буду рубить вас столько, сколько останется [уцелевшей части] от нее в моей руке. Потом можете делать что хотите!
Они сказали:
— Когда ты пришел в наш край, ты был нищим, не имеющим ничего. А теперь стал обладателем большого состояния.
Сухайб сказал:
— Смогу ли я продолжить свой путь, если скажу, где находится мое имущество?
Они сказали «да» и он рассказал, в каком месте Мекки запрятано его добро. Прибыв в Медину, он вошел к Пророку алайхиссалам. Посланник Аллаха алайхиссалату вассалам, как только увидел его, сказал:
— Выгодная сделка, о Сухайб, выгодная сделка!
Немного погодя Аллах ниспослал священный аят: «И среди людей — те, кто продает свою душу, желая довольства Аллаха».
В первом поколении мусульман было очень много людей, обладающих описываемыми этим аятом качествами. По этой причине они за короткий срок заполнили мир справедливостью. И после среди мусульман всегда были обладатели таких качеств. Только в зависимости от их многочисленности или малочисленности, Всевышний Аллах удостаивал исламскую умму победой или поражением. В настоящее время мусульмане весьма и весьма нуждаются в таких самоотверженных и преданных людях, как Сухайб ар-Руми.
Это вторая категория людей — категория искренних верующих, которые готовы ради снискания довольства Аллаха даже отдать свои жизни.
Вышеприведенные аяты поставили рядом описания двух категорий людей, сравнивая их друг с другом. У людей категории лицемеров язык и сердце говорят разное. Они похваляются своей преданностью Исламу в особенности среди мусульман. А то, как они поступают на деле, состоит из подстрекательства. Священный Куръан отвращает нас от нахождения в их рядах.
.